Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Москва: новые ограничения в связи с коронавирусом
14.06.2021

Москва: новые ограничения в связи с коронавирусом

Указом Мэра Москвы от 12.06.2021№ 29-УМ внесены изменения в Указ Мэра Москвы от 08.06.2020 № 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности". Кроме того, при анализе новых норм нужно учитывать положения Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и частично нормы Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности". Попробуем разобраться в этой головоломке.

Перевод сотрудников на удаленку

Напомним, что для организаций Москвы перевод на дистанционный режим работы не менее 30 процентов работников был обязателен в период с 5 октября 2020 по 27 января 2021 г.Также была установлена обязанность предоставлять в электронной форме сведения о работниках, переведенных на удаленку, которая полностью была отменена с 8 марта 2021.При этом работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, было рекомендовано продолжить осуществление мероприятий по переводу на дистанционный режим работы не менее 30% работников и принимать иные меры, направленные на минимизацию очного присутствия работников на рабочих местах (пункт 2.3 Указа № 68-УМ).

Указом № 29-УМ с 13 июня 2021 г. дополнительно рекомендованоперевести на дистанционный режим не менее 30 процентов работников (пункт 10.1 Указа № 68-УМ). В это число входят исполнители по договорам ГПХ и сотрудники старше 65 лет, либо имеющие определенные заболевания (на данный момент их перечень установлен приложением 5 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ). При этом, как и ранее, сотрудников из категории 65+ (или имеющих заболевания)рекомендуется перевести на удаленку в полном составе.

Новым является то, что при определении количества работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам), подлежащих переводу на дистанционный режим работы, не учитываются лица, получившие прививку от новой коронавирусной инфекции. Таким образом 30% рассчитывается от числа непривитых сотрудников.

В итоге рекомендация по переводу 30% сотрудников на удаленку продублирована сразу в двух пунктах действующей редакции Указа № 68-УМ (пункт 2.3 и пункт 10.1). И также в двух пунктах работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, рекомендовано принимать меры, направленные на минимизацию очного присутствия работников, исполнителей по гражданско-правовым договорам на рабочих местах(пункт 2.3 и пункт 10.2 Указа № 68-УМ).

Отметим, что обязанность по предоставлению в электронной форме сведений о работниках, переведенных на удаленку, пока не возобновлялась.

Стимулирование вакцинации

Это новая рекомендация, появившаяся в Указе № 68-УМ (пункт 10 и 10.3). Пока только рекомендация, без какой-либо конкретики, все на усмотрение самого работодателя: «работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, рекомендуется с 13 июня 2021 г… обеспечить проведение в отношении работников, исполнителей по гражданско-правовым договорам мероприятий, направленных на стимулирование вакцинации от новой коронавирусной инфекции».

Для тех компаний, которые уже мотивируют сотрудников прививаться или планируют это делать, данная норма будет дополнительным аргументом при признании расходов в целях налогообложения.

Так поскольку вакцинация от коронавируса снижает риски заболевания, то есть способствует профессиональной деятельности работника, работодатель вправе использовать методы материального стимулирования, чтобы убедить сотрудников сделать прививку.Аналогичное мнение высказывали специалисты Роструда на сайте онлайнинспекция.рф (https://онлайнинспекция.рф/questions/view/143347). О том, как оформить подобную премию, мы рассказывали в ответе на вопрос от 14.05.2021.

Нерабочие дни

Дополнительные выходные в июне введены уже как обязательная норма(пункт 11 Указа № 68-УМ). Формулировка отличается своей новизной: «11. Установить, что с 15 июня 2021 г. по 19 июня 2021 г. включительно в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, устанавливается режим работы, аналогичный режиму работы в выходной день (воскресенье), который действовал в таких организациях, у индивидуальных предпринимателей до 12 июня 2021 г.». Поскольку для такого режима работы сейчас нет нормативного регулирования, то оптимально, конечно, дождаться официальных разъяснений. Но пока их нет, попробуем разобраться самостоятельно, руководствуясь нормами, наиболее близкими к сложившейся ситуации.

Режим работы, аналогичный режиму работы в выходной день (воскресенье), предполагает, что если организации (или ИП) не осуществляли свою деятельность по воскресеньям, то они не могут работать и в период с 15 по 19 июня. Таким образом, те, кто трудится по пяти- или шестидневке, в эти дни не должен работать.

Напомним, что режим работы устанавливается в локальных нормативных актах организации (для большинства работодателей это правила внутреннего трудового распорядка, исключением являются микропредприятия) и трудовом договоре (ст.189, 305 ТК РФ). С любыми изменениями в ЛНА работодатель обязан ознакомить работников под роспись, изменения в трудовой договор в большинстве случаев вносятся по соглашению с работником.

Что касается оплаты таких дополнительных выходных, то если сотрудник не работает, возникает неоднозначная ситуация, поскольку в Указе № 29-УМ нет формулировки «с сохранением заработной платы» или аналогичной. Формально говорится только о введении режима «выходных дней». При этом по ТК РФ сами по себе выходные дни не подлежат оплате.

Вместе с тем Указом Президента РФ от 11.05.2020 N 316"Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" органам власти субъектов РФ предоставлено право исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения COVID-19 в субъекте РФ, определять в границах соответствующего субъекта РФ территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Также им предоставлено право на приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей (с учетом методических рекомендаций Роспотребнадзора и главных государственных санитарных врачей субъектов РФ).

Указом N 316 также установлено, что в случае принятия решения о приостановлении (ограничении) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей, за работниками таких организаций и лицами, работающими у индивидуальных предпринимателей, сохраняется заработная плата.

Таким образом, с учетом норм Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316 дополнительные выходные в июне подразумевают сохранение за работниками заработной платы. Тем не менее в связи с «нестандартной» формулировкой в Указе № 29-УМ мы не исключаем возможных рисков и рекомендуем запросить разъяснения у компетентных органов (в частности, направить запрос в Роструд).

Наиболее понятная ситуация с сотрудниками на окладе. Напомним, что оклад (должностной оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст.129 ТК РФ). Таким образом,на зарплату «окладников» введение дополнительных выходных не повлияет.

Но в отношении сотрудников, которые трудятся на сдельной или повременной (почасовой) системе оплаты труда, неоднозначность ситуации связана с тем, что по общим нормам ТК РФ выходные дни оплате не подлежат. Работодатель обязан оплачивать работнику только то рабочее время, которое работник фактически отработал (ст.132 ТК РФ), а также время, в течение которого работник на работе правомерно отсутствовал, но за ним сохранялось место работы и заработная плата (например, отпуска, командировки и т.д.). И например, дополнительное вознаграждение предусмотрено сотрудникам (за исключением получающих оклад) только за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе (ст.112 ТК РФ).

В отношении «президентских» нерабочих дней Минтруд неоднократно разъяснял, что работникам, оплачиваемым сдельно, за указанные нерабочие дни выплачивается соответствующее вознаграждение, определяемое локальным нормативным актом работодателя. Суммы расходов на эти цели относятся к расходам на оплату труда в полном размере (<Информация> Минтруда России "Рекомендации работникам и работодателям по нерабочим дням в мае 2021 года").

В отношении сотрудников, которые в «президентские» нерабочие дни не привлекались к работе, Минтруд разъяснял, что им нужно выплатить заработную плату, предусмотренную трудовым договором, в том же размере, если бы работник полностью отработал нерабочие дни - выполнил норму рабочего времени при повременной оплате или норму труда при сдельной оплате. Она, как правило, включает должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты, если они установлены в организации. При этом порядок и условия осуществления стимулирующих выплат у конкретного работодателя определяются коллективным договором (при наличии), локальными нормативными актами, трудовыми договорами.

Не исключено, что аналогичные разъяснения будут даны и в отношении дополнительных выходных по Указу № 29-УМ.

Отметим, что УказN 316 предписывает согласовывать региональные ограничения с Правительством РФ (п. Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316, Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 N 694). Информацией о согласовании московских ограничений мы не располагаем.

Работа в «дополнительные выходные»

Веденный Указом № 29-УМ режим работы «аналогичный режиму работы в выходной день (воскресенье)» на наш взгляд подразумевает, что в случае привлечения работника к работе в период с 15 по 19 июня работодатель обязан соблюсти все предусмотренные ТК РФ процедуры и ограничения по привлечению сотрудника к работе в выходной день (ст.113 ТК РФ), а также обеспечить предусмотренные ст.153 ТК РФ выплаты. Это правило распространяется и на сотрудников, переведенных на дистанционный режим работы.

Оплата в повышенном размере производится только за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Поэтому если у работодателя нет необходимости выводить сотрудников на полный рабочий день, он может регулировать длительность работыв «дополнительные выходные» по своему усмотрению.

Напомним, что за каждый час работы в выходной сотрудникам на повременной системе нужно выплатить двойную часовую ставку. Сдельщику работу в выходной оплачивается по двойной сдельной расценке. Вместо двойной оплаты работник может взять отгул, тогда работа в выходной оплачивается в одинарном размере. Конкретный размер доплаты за работу в выходной работодатель устанавливает в своем ЛНА, коллективном или трудовом договоре. Помимо оклада при расчете доплаты учитываются премии и компенсации (Письмо Минтруда от 21.02.2020 N 14-1/ООГ-1110, Определение Конституционного Суда от 12.11.2019 N 2669-О).

Однако в отношении «президентских» нерабочих дней Минтруд и Роструд давали иные разъяснения. Какой позиции будут придерживаться ведомства в данном случае, предсказать сложно.

Также обращаем ваше внимание, что не отменена обязанность по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания и рук, а также по обеспечению измерения температуры тела работников, проведения исследований на предмет наличия у работников COVID-19,а также иных требований, установленных приложением 6 к Указу № 12-УМ (п.2.6 Указа № 68-УМ)

Норма рабочего времени

В связи с нестандартной формулировкой Указа № 29-УМ непонятно, как повлияют дополнительные выходные в июне на норму рабочего времени.

Порядок исчисления нормы рабочего времени установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 N 588н(ст. 91 ТК РФ).

Норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей неделис двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены). Норма рабочего времени конкретного месяца рассчитывается следующим образом: продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и т.д. часов) делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели конкретного месяца и из полученного количества часов вычитается количество часов в данном месяце, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней.

Логично допустить, что распространение Указом № 29-УМ на период с 15 по 19 июня режима «выходного дня» должно уменьшать норму рабочего времени на июнь. Однако мы предлагаем дождаться по этому вопросу разъяснений контролирующих органов.

Но, например, в отношении «президентских» нерабочих дней Минтруд и Роструд ранее разъясняли, что норма рабочего времени не уменьшается. Такие нерабочие дни относятся к отработанному времени как у тех работников, кто выходил на работу в этот период, так и у тех, кто был в режиме нерабочих дней с сохранением заработной платы.

Учитывая неоднозначность формулировок Указа № 29-УМ рекомендуем дождаться разъяснений ведомств.

Отпуска

Что касается отпусков, то как и в случае «президентских» нерабочих днейдополнительные выходные в июне на длительность отпуска не влияют, поскольку в число календарных дней отпуска не включаются только нерабочие праздничные дни (ст.120 ТК РФ).

На кого не распространяются «дополнительные выходные»

Ограничения, установленные пунктом 11 Указа № 29-УМ, не распространяются на организации, деятельность которых не может быть ограничена в соответствии с указом Президента РФ от 11.05.2020 № 316:

а) непрерывно действующие организации, организации, имеющие оборудование, предназначенное для непрерывного технологического процесса;

б) медицинские и аптечные организации;

в) организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости;

г) организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;

д) организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;

е) организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам).


Мы затронули основные вопросы, которые возникают в связи с принятием Указа Мэра Москвы от 12.06.2021 № 29-УМ. К сожалению, часть из них не имеет однозначного ответа на данный момент, и наши рекомендации основаны на нормативном регулировании, наиболее близком к рассматриваемой ситуации. По мере появления официальных разъяснений материал будет дополняться. Актуальную информацию вы можете запросить, обратившись на Линию консультаций Атлант-право (https://atlant-pravo.ru/hot_line/ascquestion.php).


Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения