Линия консультаций: +7 495 223-06-80
Страховая компания не вправе сама определять, что такое "кража" для страхового возмещения
09.06.2023
РуководителюЮристуФиз.лицу

Страховая компания не вправе сама определять, что такое "кража" для страхового возмещения

ИП застраховал ювелирные изделия, находящиеся в его магазине, от убытков, возникших вследствие утраты, гибели, недостачи или повреждения имущества. Из магазина похитили два кольца с бриллиантами. Было возбуждено уголовное дело. Но страховая компания отказалась возмещать убытки, ссылаясь на свои Правила страхования. В них было прописано, что кражей является "тайное хищение чужого имущества с незаконным проникновением в помещение". Однако в данном случае не было никакого незаконного проникновения – кража была совершена в рабочее время.

Суды всех трех инстанций встали на сторону страховщика. По Закону страховой случай определяется соглашением сторон. При этом условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования. Они обязательны для страхователя, если в договоре есть отсылка к ним и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату.

Однако ВС не согласился с доводами судов. Верховный суд указал, что страховая компания не вправе искажать общепринятое значение слова "кража", которое закреплено в Уголовном кодексе как "тайное хищение чужого имущества". Определение кражи как "тайного хищения чужого имущества с незаконным проникновением" сужает это понятие, объединяя общепринятое определение с одним из квалифицирующих признаков. В данном случае, заключая договор страхования, предприниматель намеревался защитить свое имущество от кражи в общепринятом ее значении, установленном уголовным законодательством. Об этом ИП указывал и в заявлении, поданном в страховую компанию.

ВС обратил внимание, что нормы Уголовного кодекса, принятые федеральным законодателем, носят императивный характер и не могут применяться с каким-либо искажением их правовой природы. Страховщик, как профессиональный участник на рынке страхового дела, должен был действовать добросовестно, учесть намерения заявителя и не допускать толкование Правил недобросовестно – способом, противоречащим положениям действующего законодательства. Дело направлено на новое рассмотрение.

Определение ВС РФ от 02.06.2023 N 305-ЭС22-29440


Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения