Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Налоговики должны рассмотреть жалобу, даже если она составлена не по форме
26.07.2022

Налоговики должны рассмотреть жалобу, даже если она составлена не по форме

ФНС направила обзор правовых позиций КС РФ и ВС РФ, принятых в I квартале 2022 года по вопросам налогообложения. В одном из дел ИП оспаривал Приказ ФНС от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@, которым утверждена форма жалоба (апелляционной жалобы) для подачи в вышестоящие налоговые органы. Непосредственно НК РФ не закрепляет обязанности направлять жалобу в соответствии с утвержденной Приказом формой. По мнению ИП, Приказ фактически лишает налогоплательщиков права подавать жалобу, написанную, например, от руки или распечатанную на компьютере.

Но ВС указал, что Приказ в части утверждения формы жалобы соответствует положениям НК РФ и не возлагает на налогоплательщиков дополнительных обязанностей. Налогоплательщик может выбрать, как подавать жалобу: в письменном виде или в электронной форме. Форма из Приказа ФНС соответствует всем требованиям, которые предъявляются к жалобе НК. При этом несоответствие жалобы (апелляционной жалобы) форме, утвержденной Приказом, не является основанием для ненаправления жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган и/или оставления жалобы без рассмотрения (п.7 Обзора). Так что хоть форма официально и утверждена, на практике можно оформить письменную жалобу и не по форме.

В другом деле был рассмотрен спор о взыскании пени с ИП по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, когда право на взыскание самих взносов налоговики утратили. Суды всех трех инстанций встали на сторону инспекции. Однако ВС обратил внимание, что сами взносы не были уплачены, а суды не исследовали наличие возможности взыскать эти взносы. Пени по своей природе носят обеспечивающей характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате налога (п.5 Обзора).

Еще одно дело, включенное в Обзор, касается проверки уведомлений о контролируемых сделках. При подаче как первоначального, так и уточненного уведомлений налогоплательщик обязан включить в него сведения обо всех контролируемых сделках, совершенных в предшествующем календарном году, и отразить в этих уведомлениях всю требуемую информацию. Организация подала уточненное уведомление, и налоговики стали заново проверять сделки, даже те, по которым сведения не менялись. По мнению организации, это создает ситуацию неограниченного по времени контроля со стороны налоговых органов, если каждый раз заново проверяются сделки. Но ВС указал, что этого не происходит. В силу п.5 ст.105.17 НК РФ в рамках проверки могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий 3-х календарных лет (а в случае, предусмотренном абз.3 п.2 данной статьи, - в период, не превышающий 5-ти календарных лет), предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п.6 Обзора).

Письмо ФНС России от 06.07.2022 N БВ-4-7/8529


Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения