Вопрос:
Согласно п. 11 ст. 34 Устава автомобильного транспорта установлена ответственность перевозчика за нарушение срока доставки груза. Перевозчиком получена претензия Грузоотправителя с требованием возмещения ущерба Грузоотправителя, выставленного в его адрес Грузополучателем по договору поставки, заключенному между Грузополучателем и Грузоотправителем. Перевозчика с условиями договора поставки не знакомили, размер ущерба многократно превышает размер оплаты услуг перевозки. Законно ли требование Грузоотправителя о возмещении его ущерба Перевозчиком в размере неустойки по договору поставки, в котором Перевозчик не является стороной?
Ответ:
По общему правилу, обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц) (п. 3 ст. 308 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (Далее – Устав) перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов.
В п. 12 Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснено, что истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Таким образом, перевозчик несет ответственность в рамках исполнения своих обязательств по договору перевозки груза или в соответствии с правилами перевозок грузов.
При этом в судебной практике есть позиция, что в отсутствие нарушений по договору перевозки груза и, если перевозчик не является стороной договора поставки, то он не имеет возможности оказывать влияние на условия договора поставки, в том числе в части размера неустойки (штрафа). В этой связи оснований для возложения на перевозчика ответственности в виде возмещения грузоотправителю убытков в связи с оплатой неустойки (штрафа), произведенной грузоотправителем по требованию лица - участника договора поставки, заключенного между грузоотправителем и третьим лицом, не имеется (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.08.2024 N Ф08-6080/2024 по делу N А63-8521/2023).
Обоснование:
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024)
3. Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 19.10.2023) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
Статья 14. Сроки доставки груза
1. Перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
12. По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.08.2024 N Ф08-6080/2024 по делу N А63-8521/2023
«…Обязанность возместить причиненные убытки возникает у причинителя вреда на основании части 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 25) разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса).
Ответственность за причинение вреда наступает по правилам, предусмотренным статьей 15 Гражданского кодекса. В соответствии с названной нормой закона заявитель по иску о возмещении убытков, должен доказать: факт определенный незаконный действий (бездействия) лица; размер понесенный убытков; меры, принятые истцом по предотвращению и снижению убытков; причинную связь между неправомерными действиями и наступившими последствиями.
Суды верно исходили из того, что для удовлетворения требований о возмещении убытков необходима вся вышеперечисленная совокупность условий, при которых наступает ответственность причинителя вреда. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в иске.
На основании статьи 792 Гражданского кодекса перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок.
Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" (далее - постановление N 26), согласно пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса и части 1 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав), заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной.
В пункте 1 статьи 14 Устава предусмотрено, что перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов.
Как разъяснено в пункте 24 постановления N 26, перевозчик возмещает убытки, причиненные своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза (статьи 15, 393 Гражданского кодекса). Например, в случае просрочки доставки груза грузоотправитель как сторона договора перевозки вправе требовать с перевозчика возмещения убытков, в размер которых в том числе могут быть включены суммы уплаченной грузоотправителем, являющимся продавцом по договору купли-продажи, договорной неустойки за просрочку доставки товара покупателю.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями статей 15, 307, 309, 310, 393, 401, 431, 785, 793 794, 796 Гражданского кодекса, части 11 статьи 34 Устава, а также разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 12 постановлении N 25, в пункте 24 постановления N 26, исходили из отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих совокупность обстоятельств, необходимых для взыскания убытков. Суды приняли во внимание, что условиями заключенного между истцом и ответчиком договора-заявки на перевозку груза от 31.12.2022 N 12787 ответственность перевозчика за нарушение срока доставки груза не предусмотрена, а также, что ответчик не являлся стороной договора поставки N 2023, и соответственно, не имел возможности оказывать влияние на его условия, в том числе в части размера штрафа. В связи с указанным суды обоснованно заключили, что оснований для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения истцу убытков в связи с оплатой, произведенной по требованию лица - участника договора поставки, заключенного между истцом и третьим лицом, не имелось…»
Ответ подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».
Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение принимается самостоятельно.