17.07.2024
Вопрос:
В рамках российского законодательства при сдаче в налоговую инспекцию годовой бухгалтерской отчетности необходимо включать пояснения. Пояснительная записка включается в годовую бухгалтерскую отчетность?
Ответ:
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", годовая бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Согласно п. 4 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах входят отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения (пояснения).
В связи с утратой силы Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" с 01.01.2013 в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности не входит пояснительная записка. Таким образом именно «пояснительную записку», в виде отдельного документа, представлять в налоговую инспекцию не нужно.
Однако, приложения (пояснения) к бухгалтерской отчетности представить нужно в обязательном порядке.
Отметим, что приложения (пояснения) могут быть оформлены как в форме таблиц (образец таких пояснений приведен в Приказе N 66н), так и в текстовом виде. На практике организации используют те формы, которые настроены в используемом ПО (например, 1С), и составляют приложения по формам, рекомендованным Минфином. Обычно их недостаточно, поскольку не вся информация, которая подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями ПБУ и ФСБУ раскрыта в рекомендуемой форме приложений. Поэтому табличную форму приложений дополняют текстовой либо объединяют табличную форму и текстовую в один единый документ.
В связи с этим необходимо понимать, что пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах и пояснительная записка - это не одно и то же.
Пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах входят в состав годовой бухгалтерской отчетности и содержат информацию, раскрывающую показатели баланса и отчета о финансовых результатах.
Пояснительная записка - это некий дополнительный документ, не являющийся частью бухгалтерской отчетности, в котором раскрывается информация, сопутствующая отчетности.
Ответ подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».
Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение принимается самостоятельно.