Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Необходимо ли оформлять годовую инвентаризацию, если на балансе отсутствуют запасы и основные средства?

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

11.03.2024

Необходимо ли оформлять годовую инвентаризацию, если на балансе отсутствуют запасы и основные средства?

Вопрос:

Как оформить годовую инвентаризацию если у организации нет запасов и основных средств?

 

Ответ:

При годовой инвентаризации необходимо подтвердить остатки по всем счетам бухгалтерского учета, формирующим статьи бухгалтерской отчетности, поэтому проверке подлежат (ч. 1, 2, 3 ст. 11 Федерального закона о бухгалтерском учете от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 38 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", п. 1.3 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (далее Методические указания по инвентаризации)):

все активы организации (как материальные, так и не имеющие материально-вещественной формы) независимо от их местонахождения;

все обязательства организации;

имущество и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, например арендованные основные средства, которые не признаются в качестве права пользования активом. Данные о них необходимо представить в бухгалтерской отчетности (п. 3.7 Методических указаний по инвентаризации);

имущество, фактически находящееся в организации, но не учтенное по каким-либо причинам.

При этом конкретный порядок проведения инвентаризаций в организации утверждается в ее учетной политике.

В любом случае если кроме запасов и основных средств у вас имеются движения по другим счетам, например расчеты с дебиторами и кредиторами, наличные деньги в кассе и др., вы так же в общем порядке проводите инвентаризацию по этим счетам.

Для этого оформите приказ (постановление, распоряжение) руководителя организации в произвольной форме либо используйте унифицированную форму N ИНВ-22. В нем установите перечень проверяемых активов и обязательств, даты начала и окончания инвентаризации (п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации).

Подготовьте бланки инвентаризационных описей (актов) инвентаризируемых объектов (расчетов, обязательств)  как минимум в двух экземплярах (п. 2.5 Методических указаний по инвентаризации). Вы можете использовать самостоятельно разработанные формы.

Данные о фактическом наличии, состоянии проверяемых объектов (расчетов, обязательств) инвентаризационная комиссия заносит в описи (акты).

Например, результаты инвентаризации (расчетов с контрагентами) оформляют актом ИНВ-17, программа заполняет его сама по всем контрагентам и счетам расчетов.

Если вы обнаружили задолженность, не подтвержденную документами, исправьте акт вручную. Приложение к ИНВ-17 сейчас заполнять нет смысла - оно было нужно для проведения инвентаризации до появления бухгалтерских программ. Но при желании можете его заполнить.

По итогам инвентаризации проведите заседание инвентаризационной комиссии.

Оформите протокол заседания инвентаризационной комиссии. Утвержденной формы протокола нет, поэтому составьте его в произвольной форме.

Окончательное решение руководителя по итогам рассмотрения документов, предоставленных инвентаризационной комиссией, оформите приказом об утверждении результатов инвентаризации (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации). Составьте его в произвольной форме с обязательным включением предписания о порядке устранения расхождений, выявленных инвентаризацией.

 

Дополнительная информация:

Готовое решение: Как провести годовую инвентаризацию

Готовое решение: Общий порядок проведения инвентаризации активов и обязательств

 

Ответ подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».

Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение принимается самостоятельно.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос