Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Будут ли контролировать расходы по полученным из бюджета субсидиям на дезинфекцию?

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

12.08.2020

Будут ли контролировать расходы по полученным из бюджета субсидиям на дезинфекцию?

Вопрос:

Как будут контролировать организацию по полученным из бюджета субсидиям на дезинфекцию (на основании Постановления Правительства РФ от 02.07.2020 № 976)? Необходимо ли организации предоставлять подтверждающие документы о приобретении дезинфицирующих средств?

 

Ответ:

Среди условий предоставления субсидии на профилактические мероприятия не названо представление документов, подтверждающих расходы. Соответственно, такие документы представлять не нужно.

В части контроля целевого использования субсидии считаем, что хоть риски и не исключены, но являются минимальными, поскольку субсидии предоставляются субъектам МСП в отраслях, в которых есть тесный контакт с клиентами и, соответственно, объективно присутствуют значительные расходы на профилактические мероприятия.

 

Обоснование:

Согласно п.3 ст.78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством РФ, и определять, в частности:

·   цели, условия и порядок предоставления субсидий;

· порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

·   положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Согласно п.1 Правил предоставления в 2020 году субсидий на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 (далее – Правила № 976) субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.

Таким образом, целью субсидии является частичная компенсация затрат получателя субсидии на профилактические мероприятия. При этом непосредственно в Правилах № 976 среди условий предоставления субсидий (п.п. 3, 4 Правил № 976) не названо условие о необходимости подтверждения фактических расходов первичными документами. Поэтому представлять в налоговые органы документы о приобретении дезинфицирующих средств не требуется.

Вместе с тем на основании п.13 Правил № 976 Федеральное казначейство и уполномоченный орган государственного финансового контроля осуществляют контроль соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий получателям субсидий. Отсюда следует, что контролю подлежат не только выполнение условий предоставления субсидии, но и соблюдение целей ее предоставления. Данная норма, на наш взгляд, не исключает риски того, что контролирующие органы могут проверить организацию на предмет целевого использования субсидии и запросить в связи с этим документы, подтверждающие расходы.

Согласно п.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

За нецелевое использование бюджетных средств установлена административная ответственность по ст.15.14 КоАП РФ:

·         штраф на должностных лиц в размере от 20 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;

·         штраф на юридических лиц - от 5% до 25 % суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

По разъяснениям Минфина, к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ могут привлекаться в том числе должностные лица хозяйствующих субъектов, не являющихся участниками бюджетного процесса (Письмо Минфина России от 21.05.2020 N 02-09-07/42057).

Тем не менее, поскольку субсидии на профилактические мероприятия предоставляются тем субъектам МСП, которым приходится тесно контактировать с клиентами и, соответственно, нести значительные расходы на профилактические мероприятия, полагаем, риски того, что фактические расходы окажутся меньше суммы полученной субсидии, весьма минимальны. Соответственно, вряд ли следует оценивать, как высокие, риски проверки организации на предмет целевого использования субсидии.

Также добавим, что непосредственно в Правилах № 976 в качестве основания для возврата субсидии названо лишь искажение данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, по которой определяется численность работников для расчета субсидии (п.12 Правил № 976). Иных оснований нет, в том числе не указано, что субсидия подлежит возврату в случае, если все условия для ее получения были выполнены (среди которых нет требования о представлении документов, подтверждающих расходы), но субсидия была использована не по целевому назначению (полностью или частично).


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос