Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Неправомерность включения выставочного места в объект обложения торговым сбором. Уход от неправомерного налога.

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

14.05.2020

Неправомерность включения выставочного места в объект обложения торговым сбором. Уход от неправомерного налога.

Вопрос:

Выставочное место в Москве признано объектом обложения торговым сбором с принудительной оплатой. Обращение об исключении из списков торговых точек с аргументацией искажения информации Акта выявления торговой точки отвергнуто, предложили судиться, что и собираемся делать. На выставке нет постоянного места работы, приема денег, оформления документов, отпуска товара, а проходят консультации и выставлены материалы, из которых делают окна под индивидуальное изготовление и различная их комплектация. Все оплаты приходят на р\с предприятия. Налоги оплачиваем в области, т.к. предприятие в Мытищах, там же расположен основной офис. Как доказать правоту и уйти от неправомерного налога?

Ответ:

Чтобы доказать неправомерность включения выставочного места в объект обложения торговым сбором, организации следует собрать доказательства того, что в указанном месте не осуществляется торговли, в том числе по образцам, а указанное место является исключительно выставочным, то есть предназначено исключительно для демонстрации и распространения товаров. В частности, можно использовать следующие аргументы:

- отсутствие оборудования, предназначенного и используемого для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями;

- отсутствие уголка покупателя, прейскуранта (ценников) и какой-либо ценовой информации на товары, а также рекламной вывески;

- отсутствие на интернет-сайте компании ссылок на адрес места выставки как места продажи товаров.

При этом выставка должна проводиться в четко установленные сроки и в определенном месте, информация о котором доводится до неопределенного круга лиц.

Обоснование:

Плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории г.Москвы, в отношении которых нормативным правовым актом г.Москвы установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории г.Москвы (п.1 ст.411 НК РФ, Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе").

Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала (п.1 ст.412 НК РФ).

Сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли (п.1 ст.413 НК РФ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

В силу п.2 ст.413 НК РФ к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Под торговлей для целей исчисления торгового сбора является вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (пп.2 п.4 ст.413 НК РФ).

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной в налоговый орган уполномоченным органом - Департаментом экономической политики и развития города Москвы (п.1 ст.416 НК РФ, ст. 4 Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62, п. 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП).

Согласно п.4 ст.418 НК РФ при выявлении объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, уполномоченный орган в течение пяти дней составляет акт о выявлении нового объекта обложения сбором или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором и направляет указанную информацию в налоговый орган по форме (формату) и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Уполномоченный орган информирует плательщика сбора о направлении информации в налоговый орган в течение пяти дней с даты направления информации в налоговый орган с приложением соответствующего акта.

Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве (далее - Порядок N 401-ПП).

Согласно п.1.3 Порядка N 401-ПП сбор сведений об объектах обложения торговым сбором осуществляется в отношении следующих видов торговой деятельности:

1.3.1. Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли).

1.3.2. Развозная и разносная розничная торговля.

1.3.3. Торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы.

1.3.4. Организация розничных рынков.

На основании п.1.3(1) Порядка N 401-ПП сбор сведений об объектах обложения торговым сбором в отношении видов торговой деятельности, указанных в п.1.3 Порядка N 401-ПП, осуществляется также в отношении объектов, являющихся местом ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом, и (или) ознакомления покупателя с описанием товара (торговля по образцам или описанию товара).

В соответствии с п.2 Правил продажи товаров по образцам (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 N 918) продажа товаров по образцам - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров.

Из изложенного следует, что основанием для включения объекта торговли по образцам или описанию товаров в состав объектов обложения торговым сбором является осуществление продажи товаров по месту нахождения объекта, где демонстрируются товары.

Согласно "ГОСТ 32608-2014. Межгосударственный стандарт. Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 550-ст) выставочно-ярмарочная деятельность представляет собой деятельность в сфере выставочных услуг, осуществляемая для содействия становлению и развитию отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества.

Выставка - это мероприятие, на котором демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация и которое проходит в четко установленные сроки и в определенном месте, информация о котором доведена до неопределенного круга лиц.

Выставки - многокомпонентные мероприятия, включающие в себя наряду с демонстрацией экспонатов сопутствующие мероприятия.

Сопутствующие мероприятия - это мероприятия, организуемые в рамках деловой программы выставки/ярмарки, а также иные мероприятия для более полного и глубокого раскрытия ее тематического содержания.

Согласно п.8 Правил продажи товаров по образцам демонстрация образцов товаров в месте продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли существенные условия договора, за исключением случаев, когда продавец явно определил, что товары не предназначены для продажи.

В организации, осуществляющей продажу товаров по образцам, должны быть выделены помещения для демонстрации образцов предлагаемых к продаже товаров. Для ознакомления покупателей представляются образцы предлагаемых товаров всех артикулов, марок и разновидностей, комплектующих изделий и приборов, фурнитуры и других сопутствующих товаров (п.13 Правил продажи товаров по образцам).

Образцы товаров, предлагаемых к продаже, должны быть выставлены в месте продажи в витринах, на прилавках, подиумах, стендах, специальных пультах, оборудование и размещение которых позволяет покупателям ознакомиться с товарами (п.14 Правил продажи товаров по образцам).

Договор может быть заключен в месте продажи товара по образцам путем составления документа, подписанного сторонами, либо путем передачи покупателем сообщения о намерении приобрести товар посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что сообщение исходит от покупателя, а также в иной форме, согласованной продавцом и покупателем, при непосредственном заключении договора (п.20 Правил продажи товаров по образцам).

Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, или иного документа, подтверждающего оплату товара, в месте его продажи или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар на условиях, предложенных продавцом (п.21 Правил продажи товаров по образцам).

С учетом сказанного, чтобы доказать неправомерность включения выставочного места в объект обложения торговым сбором, организации следует собрать доказательства того, что в указанном месте не осуществляется торговли, в том числе по образцам, а указанное место является исключительно выставочным, то есть предназначено исключительно для демонстрации и распространения товаров. При этом выставка должна проводиться в четко установленные сроки и в определенном месте, информация о котором доводится до неопределенного круга лиц.

С учетом конкретных обстоятельств дела, суд может признать выставочное место объектом обложения торговым сбором при наличии следующих условий:

- объект оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями (Постановление АС Московского округа от 09.08.2017 N Ф05-10997/2017 по делу N А40-186059/2016 (Определением ВС РФ от 16.10.2017 N 305-КГ17-15062 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ); Постановления АС Московского округа от 21.11.2017 N Ф05-16940/2017 по делу N А40-42938/2017, от 24.04.2018 N Ф05-2785/2018 по делу N А40-107432/2017);

- наличие ссылки на адрес объекта продажи товаров на сайте организации-продавца, а также отзывы покупателей на независимых Интернет-сайтах (Постановления АС Московского округа от 12.04.2018 N Ф05-2861/2018 по делу N А40-111970/2017, от 20.07.2018 N Ф05-10800/2018 по делу N А40-152892/17-75-1883);

- наличие уголка покупателя, прейскуранта (ценников) и рекламной вывески (Постановления АС Московского округа от 22.05.2018 N Ф05-5542/2018 по делу N А40-67041/17, от 30.05.2018 N Ф05-7526/2018 по делу N А40-174769/2017, от 04.09.2018 N Ф05-13805/2018 по делу N А40-198498/17).

Отсутствие какой-либо ценовой информации на товары может стать весомым аргументом в пользу организации (Постановление АС Московского округа от 28.03.2019 N Ф05-3474/2019 по делу N А40-148332/2018).

Все эти обстоятельства будут выясняться в ходе судебного разбирательства исходя из совокупности имеющихся в деле материалов и сведений. В качестве доказательств могут использоваться в том числе фотографии выставки, документы о ее проведения, показания свидетелей и прочие документы и сведения.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос