Линия консультаций: +7 495 223-06-80
ФНС разъяснила порядок заполнения Декларации по косвенным налогам при нестандартных ситуациях с ДОПП
09.10.2026
БухгалтеруБюджетнику

ФНС разъяснила порядок заполнения Декларации по косвенным налогам при нестандартных ситуациях с ДОПП

ФНС разъяснила порядок заполнения Декларации по косвенным налогам при нестандартных ситуациях с ДОПП

В связи с введением СПОТ была обновлена и Декларация по косвенным налогам (см. новость от 01.06.2026). В ней отражаются сведения из документа о предстоящей поставке товара – ДОПП. ФНС разъяснила несколько ситуаций по заполнению Декларации.

ДОПП может иметь разные статусы – они присваиваются автоматически по результатам проверок. В Декларации отражается ДОПП, товар по которому принят к учету, и статус, по которому следующий:

·        "Обеспечен" – присваивается, когда внесен обеспечительный платеж

·        "Пройдена проверка КО" – при поступлении информации об успешном завершении проверки ДОПП (на основании визуализированной ссылки)

·        "На проверке КНП" – когда налоговики начали проверять Декларацию по косвенным налогам, в которой отражен ДОПП

После завершения камеральной проверки Декларации и при отсутствии нарушений статус ДОПП меняется на "Погашен". Но если сумма по такому документу была заявлена частично, то статус "На проверке КНП" изменится на "Погашен" только после отражения оставшейся суммы обеспечительного платежа в ДОПП.

В Декларации сумма налога к уплате в бюджет отражается в стр.030 Раздела 1 (стр.030 Раздела 3 по акцизам) – сюда попадают в том числе товары, по которым внесен обеспечительный платеж. Отдельно в Разделе 4 отражаются:

·        по стр.010 – КБК по налогу (указанный по стр.020 Раздела 1 или по стр.020 Раздела 3)

·        по стр.020 – номер ДОПП

·        по стр.030 – сумма налога или акциза в отношении КБК, указанного по стр.010 Раздела 4

Сумма НДС (акциза) из Раздела 4 должна соответствовать сумме обеспечительного платежа, которая указана по стр.060 Раздела 1 (акциза, указанного по стр.031 Раздела 3).

Если по каким-либо причинам импортер не оформил ДОПП (либо оформил, но документ имеет статус "Зарегистрирован"), а товары ввезены в РФ и приняты к учету, то в Декларации в общем порядке указывается налог, исчисленный по приобретенным товарам.

В других разъяснениях ФНС объяснила, как заполнить Декларацию, если было несколько ДОПП по одной поставке (например, из-за изменения наименования перевозчика после получения статуса "Обеспечен"). Все ДОППы будут отражены в Разделе 4, но в Разделе 1 (Разделе 3 по акцизам) будет отражен налог только по тем товарам, которые приняты на учет. Обеспечительный платеж отражается в Декларации за период, в котором возникает обязанность по уплате налога в связи с ввозом товаров, но не позднее 3-х лет с даты формирования ДОПП. Если обеспечительный платеж превысит сумму исчисленного налога (акциза), то сумму превышения учтут на ЕНС после завершения камеральной проверки Декларации. Статус ДОПП при этом поменяется на "Погашен".

О системе СПОТ рекомендуем Готовое решение: Что нужно знать о национальной системе подтверждения ожидания поставки товаров.

Письмо ФНС России от 29.09.2026 N ЕА-36-15/8583@

Письмо ФНС России от 22.09.2026 N ЕА-36-15/8421@