Недавно Минфин анонсировал налоговые изменения (см. новость от 28.09.2026). Теперь они внесены в Госдуму. Их должны рассмотреть в конце октября. Кроме озвученных Минфином норм, в проект включено множество других. Среди них, например:
· страховые взносы от несчастных случаев будут оплачиваться и контролироваться через ЕНС, за СФР останется отнесение вида деятельности к определенному классу, установление скидок и надбавок
· НДФЛ с процентов по вкладам будут удерживать налоговые агенты (банки) при выплате процентов (ФНС будет делать окончательный расчет по итогам года)
· Правительству продлят на 2029 год ряд полномочий в сфере налогообложения (в части сроков уплаты налогов, представления отчетности и т.д.)
· из п.7 ст.6.1 НК РФ планируют исключить норму о переносе на ближайший рабочий день срока уплаты налогов, если он выпадает на выходной (праздничный) день, отдельные правила введут для декабря – срок уплаты будет переноситься на предшествующий рабочий день (заметим – речь идет именно о сроке уплаты налогов, на иные "налоговые" сроки изменения не повлияют)
· новшества для посреднических платформ и их партнеров: налоговики смогут приостанавливать прием заказов и размещение карточки товара (через поручение платформе), если партнер не явится для дачи показаний или не представит документы по требованию налоговой, введут новые обязанности операторам цифровых платформ (в том числе выявлять риски неуплаты налогов продавцами) и их партнерам, ответственность за их неисполнение
· увеличат некоторые штрафы, например, минимальный штраф по ст.119 НК РФ за неподачу декларации поднимут с 1 тыс. до 2,6 тыс. руб., основной штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст.120 НК РФ увеличат с 10 тыс. до 28 тыс. руб. (при занижении налоговой базы – с 40 тыс. до 111 тыс. руб.), за непредставление документов вместо 200 руб. за каждый из них надо будет заплатить 560 руб. (ст.126 НК РФ)
· появится штраф за непредставление российской организацией сообщения о создании обособленного подразделения – 121 тыс. руб.
· ослабят критерии для налогового мониторинга – надо будет соответствовать не всем трем, а хотя бы одному условию
· от НДС освободят некоторые операции, связанные с безвозмездной передачей товаров (работ, услуг)
· расширят перечень расходов, учитываемых для налога на прибыль, за счет затрат на предотвращение террористических атак с применением беспилотников
Есть и другие поправки, в том числе точечные изменения по отдельным налогам.
Одновременно в Госдуму внесен проект нового Закона о налоге на сверхдоходы. Это будут доходы, обусловленные благоприятной рыночной ситуацией. Предполагается, что их будут уплачивать организации, являющиеся пользователями недр – с прироста добытого полезного ископаемого в связи с ростом цен на мировом рынке за 2026-2028 гг. по сравнению с 2025 г. Под новый налог подпадут следующие полезные ископаемые:
· товарные руды (в том числе черные и цветные металлы)
· горно-химическое неметаллическое сырье (апатит-нефелиновые и фосфоритовые руды, калийные соли, борные руды)
· горно-химическое сырье, содержащее металлы (апатит-штаффелитовые, апатит-магнетитовые, маложелезистые апатитовые руды)
· полупродукты, содержащие в себе один или несколько драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений)
Налоговая ставка со сверхдоходов составит 30% (по золоту – 20%). Налог будет полностью зачисляться в федеральный бюджет. Объекта налогообложения не будет, если не было добычи в 2025 году.
Следует иметь в виду, что в процессе рассмотрения проектов в них еще могут вноситься изменения.
Проект Федерального закона N 617-9
Проект Федерального закона N 618-9