Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Цели по методу SMART 28.08.2020

Цели по методу SMART

В ежедневном планировании, кроме рутинных и текущих задач, можно выделить задачи, ведущие нас к нашим целям, среднесрочным и долгосрочным (если таких задач в плане дня нет, самое время начать их туда включать, но об этом в другой раз). Эти задачи логично вытекают из поставленных целей, как шаги по их достижению. Поэтому очень важно верно сформулировать сами цели. Так, чтобы мы точно понимали, куда нужно идти, и какой результат получим в конце пути.

Одним из популярных методов постановки целей является метод SMART, о котором сегодня и пойдет речь. SMART – это аббревиатура пяти английских слов, обозначающих критерии, которым она должна соответствовать:

S (Specific)конкретность. Цель должна быть поставлена так, чтобы иметь под собой определенный результат ее достижения, причем только один. Если одна большая цель предполагает несколько результатов, удобнее разделить ее на несколько более мелких и конкретных целей.

M (Measurable)измеримость. Нужно понимать, как можно определить, что цель достигнута. Это удобнее сделать в привязке к определенному показателю, который можно измерить. И определить, какое значение данного показателя будет говорить о выполнении намеченного.

A (Achievable или Attainable) – достижимость. У исполнителя должна быть реальная возможность достичь поставленной цели. Ограничивают эту возможность, как правило, отсутствие необходимых знаний, навыков, иных ресурсов (время, деньги и др.), другие объективные ограничения (например, зависимость от других людей в определенных событиях или решениях).

R (Relevant) – значимость. Осуществление задуманного должно принести определенную выгоду: решить какую-то проблему, что-то улучшить и т.п. И хорошо бы отчетливо понимать эту выгоду уже на этапе постановки цели. Если такая выгода неочевидна, скорее всего цель на данный момент неактуальна, и лучше потратить время на реализацию других задач.

T (Time bound) – ограничение по времени. Для любой значимой цели должен быть определен срок ее выполнения. Если такой срок не вытекает из обстоятельств, то следует установить его самостоятельно. Определение «часа Х» позволяет лучше управлять процессом достижения цели во времени, не растягивая его на бесконечно долгий срок.

Процесс достижения цели схож с задачей «прийти из пункта А в пункт Б». Если такую задачу разложить по критериям SMART, то ее анализ будет выглядеть примерно так:

    S. Где находится точка Б?

    M. Как я пойму, что оказался в точке Б?

    A. Смогу ли я дойти туда пешком? Может лучше на машине? Туда вообще есть дорога?

    R. Зачем я туда иду? Мне это надо?

    Т. Когда мне нужно прибыть в точку Б?

Постановка целей по методу SMART лучше всего работает при решении бизнес-задач, но также отлично подходит для бытового планирования. Это очень хороший инструмент для работы с задачами из области «Важное-несрочное», которым, как мы уже писали, стоит уделять бОльшую часть своего времени.

Разберем применение метода SMART на конкретном примере. Допустим, есть некий Василий, а у Василия есть цель «Подтянуть английский». На данном этапе довольно сложно понять, с какой стороны Василию к ней подступиться. Чтобы трансформировать ее в конкретные задачи, он решил уточнить данную цель с использованием метода SMART.

¾     Конкретность. Результатом данной цели Василий видит свободное общение с носителями языка. Значит, хорошо бы уточнить цель до «Улучшить навыки разговорной речи и навыки восприятия ее на слух». Но здесь, очевидно, уже два результата. Поэтому исходную цель Василий делит на две: «Улучшить навыки разговорной английской речи» и «Улучшить понимание английской речи на слух».

¾     Измеримость. Достижение первой цели (остановимся пока на ней) проще всего измерить с помощью преподавателей или репетиторов: то, насколько хороша разговорная речь, лучше всего определит собеседник – носитель языка. Точный параметр для измерения здесь установить непросто, но он может выглядеть, к примеру, так: «за 15 минут общения я допустил не больше 2х ошибок в разговорной речи, смог сформулировать все свои мысли, и мой собеседник понял абсолютно все из того, что я хотел сказать».

¾     Достижимость. Для достижения цели Василию понадобятся уроки с носителями языка. И здесь он будет оценивать наличие у него свободного времени на занятия (с репетитором и самостоятельно) и денег на оплату услуг репетиторов. Деньги и время у Василия есть, можно начинать занятия хоть сейчас.

¾     Значимость. Василий мечтает весной поехать в Англию и пообщаться на английском с жителями Лондона. Да и в других путешествиях английский язык часто необходим, а Василий очень любит путешествовать. Поэтому поставленная цель для Василия значима, а значит заняться ею стоит.

¾     Ограничение по времени. В данном случае ограничение по времени вытекает из обстоятельств – если Василий собирается в Англию, скажем, в апреле, то на улучшение навыков разговорного английского у него есть время до марта включительно. Но даже если бы поездка не предполагалась, Василию все равно следовало бы установить сроки для освоения нового навыка.

Уточнив свою цель по всем критериям SMART, Василий получил уже более понятное руководство к действию: «Улучшить навыки разговорной английской речи до полного ее понимания носителем языка в срок до марта включительно». Такую цель уже намного проще, чем изначальную, разложить на конкретные шаги и вписать вытекающие из этого задачи во временной план.

Марина Карпич,

эксперт Атлант-право


Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения