Линия консультаций: +7 495 223-06-80
Как компании оформить и учесть получение автомобиля в счет погашения долга?

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

08.10.2026

Как компании оформить и учесть получение автомобиля в счет погашения долга?

Вопрос:

Арендатор задолжал нашей организации крупную сумму денежных средств за аренду офиса. Договор аренды расторгли и в качестве погашения образовавшейся задолженности арендатор предложил нам передать автомобиль. Какие документы нужно оформить в такой ситуации и как отразить получение автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете?

 

Ответ:

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением отступного - уплатой денежных средств или передачей иного имущества (ст. 409 ГК РФ). Чтобы прекратить обязательство таким способом, нужно заключить соглашение об этом.

К форме соглашения об отступном специальных требований не установлено. По общему правилу юридические лица совершают сделки между собой и с гражданами в простой письменной форме (пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ). Рекомендуем составить договор в виде единого документа, который подписывают обе стороны договора, если только законом или договором не установлена иная форма в соответствии с п. 1 ст. 434 ГК РФ.

Удостоверять сделку у нотариуса, как правило, не нужно, однако при наличии обоюдного согласия вы можете сделать это. Тогда нотариус проверит законность сделки, в том числе убедится, что у сторон есть право на ее совершение (п. п. 1, 2 ст. 163 ГК РФ).

Чтобы первоначальное обязательство прекратилось, недостаточно заключить соглашение об отступном. Оно прекратится, только когда контрагент предоставит отступное (п. 1 Обзора, утвержденного Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 102). Как следствие, если должник не предоставит отступное в согласованный срок, кредитор сможет потребовать исполнить первоначальное обязательство (см. Позицию ВАС РФ, ВС РФ).

Подтверждают расходы первичные документы, доказывающие, что расходы действительно были понесены вашей компанией. Первичный документ - бумажный или электронный документ, подтверждающий факт хозяйственной жизни и являющийся основанием для бухгалтерских проводок и признания доходов и расходов в налоговом учете. Требования к первичному документу в бухгалтерском и налоговом учете одинаковы - он должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные Законом о бухучете (Письмо от 20.11.2024 N 03-03-06/1/115005).

В вашем случае такими документами будут являться соглашение об отступном и акт приема-передачи автомобиля.

В бухгалтерском учете на дату получения имущества по соглашению об отступном отразите погашение (уменьшение) дебиторской задолженности.

Полученные по соглашению об отступном основные средства принимаются к учету:

·    по справедливой стоимости погашаемой контрагентом задолженности, а если ее невозможно определить - по справедливой стоимости имущества (основных средств, нематериальных активов, запасов). Справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости" (п. 13 ФСБУ 26/2020, п. 14 ФСБУ 5/2019);

·    по балансовой стоимости погашаемой контрагентом задолженности - если организация вправе применять упрощенные способы ведения бухучета (п. 4 ФСБУ 26/2020, п. 14 ФСБУ 5/2019).

Если вы понесли затраты на доставку и (или) приведение в состояние, пригодное для использования, полученного в качестве отступного автомобиля, включите эти затраты в стоимость актива при принятии его к учету (п. 10, пп. "б", "в" п. 11, п. 14 ФСБУ 5/2019, пп. "з" п. 5, п. п. 9, 13 ФСБУ 26/2020).

В налоговом учете отразите доход по сделке, задолженность по которой погашена отступным. Если в качестве отступного вы получили не деньги, а другое имущество, то его стоимость можете учесть в расходах. Порядок учета доходов и расходов зависит от того, какой метод вы применяете: начисления или кассовый.

При методе начисления не имеет значения то, что задолженность вам погасили отступным.

Доход по сделке, за которую вы получили отступное, вы должны учесть в том периоде, к которому он относится (п. 1 ст. 271 НК РФ).

Если это доход от реализации, то по общему правилу его нужно учитывать на дату перехода права собственности на товар (для недвижимости другие правила) или на дату передачи результатов выполненных работ, оказанных услуг (п. 1 ст. 39, п. 3 ст. 271 НК РФ).

Если это внереализационный доход, то порядок учета зависит от конкретного вида дохода (п. п. 4, 4.1, 6 ст. 271 НК РФ).

При кассовом методе доход отражайте на дату, когда прекращается обязательство, за которое вы получили отступное (п. 2 ст. 273 НК РФ).

 

Отражайте в расходах стоимость имущества, которая указана в соглашении об отступном. Обычно она равна сумме погашенного обязательства. Стоимость учитывайте без НДС (п. 2 ст. 254, п. п. 1, 3 ст. 257, ст. 268 НК РФ).

Если по полученному имуществу у вас были дополнительные расходы, например, на доставку, монтаж, то их также можно учесть (п. 2 ст. 254, п. п. 1, 3 ст. 257, пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

При методе начисления не имеет значения, когда вы получили отступное. Расходы вы учитываете в том периоде, к которому они относятся, в зависимости от того, какое имущество получено и как вы его используете (п. 1 ст. 272, ст. ст. 318 - 320 НК РФ).

Если вы получили амортизируемое имущество и будете использовать его как основное средство, то его стоимость нужно будет списывать в расходы через амортизацию (ст. ст. 256 - 259.3 НК РФ).

При кассовом методе по общему правилу учесть стоимость имущества нужно на дату, когда прекращается обязательство, за которое вам предоставили отступное (п. 3 ст. 273 НК РФ).

При этом по некоторым видам расходов есть особенности учета.

 

Дополнительная информация:

Готовое решение: Что нужно знать об отступном (соглашении о передаче имущества в счет погашения долга)

Готовое решение: Как составить соглашение о передаче имущества в счет погашения долга (об отступном)

Типовая ситуация: Первичные документы по ФСБУ 27/2021: оформление, принятие к учету, исправление

 

Ответ подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».

Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение принимается самостоятельно.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос