Вопрос:
По решению суда сотруднику была назначена выплата в связи с утраченным заработком из-за несчастного случая на производстве, в результате которого был причинен вред здоровью. Будет ли данная выплата облагаться НДФЛ и страховыми взносами?
Ответ:
Общие основания ответственности за причинение вреда установлены в ст. 1064 ГК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
Возмещение утраченного заработка производится в порядке, описанном в ст. 1086 ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 1086 ГК РФ в состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом. Все виды заработка (дохода) учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов.
При определении базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло (п. 1 ст. 210 НК РФ). Доходы, не подлежащие обложению НДФЛ, приведены в ст. 217 НК РФ.
Так, согласно п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Таким образом, полагаем, что выплата по решению суда утраченного заработка из-за несчастного случая, если связана с причиненным увечьем или иным повреждением здоровья, не будет облагаться НДФЛ.
В части страховых взносов, мы придерживаемся следующего мнения.
При повреждении здоровья в результате несчастного случая на производстве работнику возмещается его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию (ч. 1 ст. 184 ТК РФ).
Кроме этого, абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ освобождает от страховых взносов все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат (в пределах норм, если они установлены), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Вред, причиненный жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору, в рассматриваемом случае возмещается главным образом в рамках обязательного социального страхования.
Если для компенсации причиненного вреда в полном объеме страхового возмещения недостаточно, работник может требовать от лица, причинившего вред, возмещения разницы между страховым возмещением и фактическим ущербом (ст. 1072 ГК РФ; п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2; Определение Верховного Суда РФ от 15.04.2019 N 11-КГ19-10).
Таким образом, сумма возмещения вреда по решению суда, выплачиваемая работнику в размере, превышающем размер обеспечения, по нашему мнению, не облагается страховыми взносами.
Дополнительная информация:
Вопрос: Каков порядок налогообложения суммы возмещения работнику морального вреда?
Ситуация: Как возмещается утраченный заработок при несчастном случае на производстве?
Типовая ситуация: Возмещение морального вреда работнику: случаи, размер, учет
Статья: Компенсация морального вреда: порядок оценки и особенности учета (Катаева Н.Н.) ("Главная книга", 2024, N 7)
Ответ подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».
Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение принимается самостоятельно.