Линия консультаций: +7 495 223-06-80
Какой датой принять на учет импортируемый товар из Кыргызстана для определения срока подачи Декларации по косвенным налогам?

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

04.09.2026

Какой датой принять на учет импортируемый товар из Кыргызстана для определения срока подачи Декларации по косвенным налогам?

Вопрос:

Подскажите, пожалуйста, по ввозу товаров из Кыргызстана. Интересует правильная дата определения принятия на учет товара, от которой зависит срок подачи Декларации по косвенным налогам.

 

Ответ:

В общем порядке под датой принятия товара на учет в бухгалтерском и налоговом учете может пониматься дата перехода права собственности на товар.

Момент принятия к учету товаров положениями нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету (в частности, ФСБУ 5/2019 "Запасы", утв. Приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н) и налоговым законодательством не определен.

Официальные разъяснения по вопросу определения даты принятия на учет товара нами не найдены.

Рекомендуем руководствоваться принципом, по которому товары принимаются к учету на дату перехода права собственности.

Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, то есть вручения вещи приобретателю либо сдачи ее перевозчику для отправки приобретателю либо сдачи в организацию связи. Иное может быть предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ).

Также согласно ст. 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара, либо предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. Если из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю.

Таким образом, если иное не предусмотрено договором поставки и у поставщика нет обязательства доставить товар, то право собственности у покупателя возникает с момента передачи товара ему либо перевозчику.

Соответственно, по нашему мнению, организация должна отразить на счетах бухгалтерского учета договорную стоимость приобретенных товаров на дату перехода к ней права собственности на них.

На основании изложенного для определения даты постановки товара на учет, необходимо проанализировать условия заключенного договора поставки, в котором должно быть закреплено условие о моменте перехода права собственности на товар.

Если в договоре поставки условие о моменте перехода права собственности на товар не согласовано, то действуют общие правила, установленные Гражданским кодексом РФ - право собственности у покупателя возникает с момента передачи товара ему либо перевозчику. Как правило, факт получения товара подтверждается подписью покупателя (его представителя) в товарной накладной (УПД) или ином товаросопроводительном документе или подписью перевозчика  о принятии груза к перевозке.

В договоре поставки может быть указано иное условие о моменте перехода права собственности, например, на дату его оплаты.

 

Дополнительная информация:

Вопрос: Что понимается под датой принятия товара на учет?

Готовое решение: Сроки сдачи деклараций по налогам и отчетности по страховым взносам

Вопрос: Об определении даты принятия на учет импортированного товара в целях НДС, если товар принят к учету в месяце, который предшествует месяцу его ввоза в РФ из Республики Казахстан. (Письмо Минфина России от 12.03.2026 N 03-07-13/1/19643)

Готовое решение: Как учитывать товары

Готовое решение: В какой момент переходит право собственности на товар по договору поставки

 

Ответ подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».

Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение принимается самостоятельно.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос