Линия консультаций: +7 495 223-06-80
Подлежит ли отклонению заявка участника закупки в рамках 44-ФЗ, если участник в ней указал характеристики оборудования, которые не соответствуют характеристикам, указанным в проектной документации?

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

01.09.2025

Подлежит ли отклонению заявка участника закупки в рамках 44-ФЗ, если участник в ней указал характеристики оборудования, которые не соответствуют характеристикам, указанным в проектной документации?

Вопрос:

Заказчик проводит электронный конкурс в рамках 44-ФЗ на закупку работ по обеспечению пожарной безопасности, а именно, монтаж автоматической системы газового пожаротушения. К закупке прилагается проектная документация, в которой указаны характеристики оборудования, подлежащего монтажу. При подаче заявки участник вместе с согласием указал аналоговое оборудования, отличающееся от указанного в проектной документации. Вправе ли заказчик отклонить такую заявку?

 

Ответ:

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Из системного толкования пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 и п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона N 44-ФЗ следует, что заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

Вместе с тем в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки инструкцию по заполнению заявок, которая определяет в том числе, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя), в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.

Таким образом, заявка участника закупки должна содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки и в соответствии с требованиями инструкции (Письмо ФАС России от 30.12.2022 N ПИ/119298/22).

При этом, необходимо отметить, что с 01.01.2020 вступили в силу изменения в Закон 44-ФЗ, предусматривающие установление заказчиком требования к составу заявки о предоставлении участником исключительно "согласия" при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику.

Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:

1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";

3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу) (Письмо ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20).

Верховный Суд РФ в Решении от 04.02.2021 N АКПИ20-959 указал, что содержащиеся в вышеуказанном Письме ФАС России рекомендации не выходят за рамки адекватного толкования положений действующего законодательства.

Если в описании объекта закупки в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ размещена проектная документация, типовая проектная документация или смета на капремонт объекта капстроительства, информация о характеристиках поставляемого товара не включается в состав заявки (п. 2 ч. 2 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).

П. 1 ч. 5 ст. 48 Закона N 44-ФЗ установлено, что при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ) информации, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, несоответствия такой информации извещению об осуществлении закупки.

Как отмечено в Решении Крымского УФАС России от 24.04.2023 по делу N 082/06/106-319/2023: «на этапе подачи заявки от участника требуется согласие, а не предоставление каких-либо характеристик, позволяющих определить эквивалентность оборудования. Оборудование, указанное в проектно-сметной документации, может быть изменено Исполнителем по согласованию с Заказчиком».

Учитывая вышеизложенное, заказчик не может отклонить заявку участника, который вместе с согласием прикладывает характеристики оборудования, отличающиеся от тех, которые указаны в проектной документации.

 

Обоснование:

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 25 июня 2020 г. N ИА/53616/20

ПО ВОПРОСУ

УСТАНОВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К СОСТАВУ ЗАЯВКИ (ПОСТАВЛЯЕМЫЙ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ТОВАР)

Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) в связи с поступающими вопросами о разграничении понятий используемый товар и поставляемый товар при осуществлении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) на основании пункта 5.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" и пункта 9.1 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 09.04.2007 N 105 "Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы" направляет для использования в работе информационное письмо о следующем.

В соответствии с частью 4 статьи 54.4, пунктом 2 части 3 статьи 66 (за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1), подпунктом 3 части 6 статьи 83.1 Закона 44-ФЗ при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ (оказании закупаемых услуг), первая часть заявки должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации о закупке, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в закупке в случае отсутствия в документации о закупке указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации о закупке.

С 01.01.2020 вступили в силу изменения в Закон 44-ФЗ, предусматривающие установление заказчиком требования к составу заявки о предоставлении участником исключительно "согласия" при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику.

Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:

1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";

3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Так, например, при выполнении работ по текущему ремонту обои и клей не передаются заказчику, а используются при выполнении работ. Следовательно, в такой ситуации заказчик не вправе требовать от участника закупки указания в заявке конкретных показателей указанных товаров, и надлежащим исполнением требований Закона 44-ФЗ является указание в заявке согласия участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о закупке. При этом в случае, если при выполнении работ по текущему ремонту также производится установка кондиционера, то заказчик вправе требовать указания в заявке на участие в закупке конкретных показателей данного товара, так как кондиционер передается заказчику по результатам выполнения указанных работ, принимается к бухгалтерскому учету заказчика и не является строительным или иным расходным материалом, используемым при выполнении работ, оказании услуг. Дополнительно следует отметить, что сами по себе требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона 44-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 как для соблюдения интересов заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения подрядчиком/исполнителем обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И Г. СЕВАСТОПОЛЮ

РЕШЕНИЕ

от 24 апреля 2023 г. по делу N 082/06/106-319/2023 (извлечение)

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с возражениями Заказчика:

"Локальный сметный расчет получил Положительное заключение государственной экспертизы N 91-1-0592-22 и не подлежит изменению в процессе подготовки закупки, но в разделе 10 Технического задания (приложение 3 к извещению) указано:

"Неотъемлемой частью настоящего технического задания является "Проектно-сметная документация", прилагаемая отдельным файлом в формате.zip (в случае указания в проектно-сметной документации торговых марок и торговых наименований следует читать со словом "или эквивалент". Функциональные и технические характеристики, содержащиеся в файле "Проектная документация.pdf", могут быть рассмотрены участниками в качестве параметров эквивалентности с целью определения соответствия оборудования, планируемого участником к использованию при выполнении работ, оборудованию, предусмотренному проектно-сметной документацией)."

Из вышеуказанного следует, что Участник сам определяет соответствие предлагаемого товара требованиям Проектно-сметной документации, учитывая пункт 2.2 проекта контракта, из которого следует:

"Материалы и (или) оборудование, предусмотренные проектно-сметной документацией, могут быть заменены по согласованию с Заказчиком при условии, что:

- предлагаемые для замены материалы и (или) оборудование должны быть взаимозаменяемыми по сравнению с материалами и (или) оборудованием, указанным в проектно-сметной документации (приложение к ТЗ);

- предложение Подрядчика не должно влечь за собой увеличение цены Контракта и (или) увеличения сроков выполнения работы;

- Подрядчик принимает на себя все риски, связанные с заменой материалов и (или) оборудования и их несоответствием проектно-сметной документации.".

Таким образом, на этапе подачи заявки от участника требуется согласие, а не предоставление каких-либо характеристик, позволяющих определить эквивалентность оборудования.

Помимо этого, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о Контрактной системе, "Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент".

Тем не менее, пункт 8 части 1 статьи 33 Федерального Закона N 44-ФЗ гласит: "Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части настоящей статьи".

В соответствии с пояснениями Заказчика, конкретные модели оборудования указаны Заказчиком в проектно-сметной документации по правилам составления смет. При этом, в данном случае предметом проектно-сметной документации является монтаж системы видеонаблюдения, поэтому на этапе подачи заявки от участника требуется согласие, а не предоставление каких-либо характеристик, позволяющих определить эквивалентность оборудования. Кроме того, согласно пояснениям Заказчика, оборудование, указанное в проектно-сметной документации, может быть изменено Исполнителем по согласованию с Заказчиком.

 

Дополнительная информация:

Готовое решение: Какой порядок указания в заявке показателей товара, поставляемого в рамках Закона N 44-ФЗ

 

Ответ подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».

Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение принимается самостоятельно.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос