Линия консультаций: +7 495 223-06-80
Подлежит ли отклонению заявка участника закупки в форме электронного запроса котировок, если в качестве страны происхождения товара указаны две страны: РФ и КНР, при этом в отношении товара установлено преимущество в соответствии с Постановлением № 1875?

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

21.07.2025

Подлежит ли отклонению заявка участника закупки в форме электронного запроса котировок, если в качестве страны происхождения товара указаны две страны: РФ и КНР, при этом в отношении товара установлено преимущество в соответствии с Постановлением № 1875?

Вопрос:

Проводим электронный запрос котировок по Закону 44-ФЗ. В отношении товара (предмета закупки) установлено преимущество по ПП № 1875. Один из участников в заявке указал две страны происхождения продукции: РФ и КНР. Нужно ли отклонять такую заявку? Если заявка подлежит отклонению, то по какому основанию?

 

Ответ:

Для участия в закупке в виде запроса котировок, участнику необходимо составить заявку. При ее составлении он должен руководствоваться требованиями извещения.

Так, в заявку на участие в электронном запросе котировок включают информацию о товаре (в том числе поставляемом заказчику при выполнении работ, оказании услуг), в частности, наименование страны происхождения товара. В заявке оно указывается по ОКСМ. Указать в заявке несколько наименований нельзя. Кроме того, требование указать конкретную страну происхождения товара не обязывает иметь такой товар на момент подачи заявки. Исполнителю необходимо только получить достоверные сведения о товаре, который он собирается поставить заказчику (Информационное письмо Минфина России от 13.03.2025 N 24-03-09/24756, Решение Верховного Суда РФ от 29.05.2025 N АКПИ25-158) (ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ)).

Как отмечается ФАС России: «Наименование страны происхождения товара с учетом пп. "д" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, абз. 2 п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) является существенным условием контракта.

В этой связи неопределенность по вопросу о стране происхождения закупаемого товара на момент заключения контракта ввиду указания в заявке на участие в закупке нескольких стран происхождения товара, из которых может происходить поставляемый товар, будет означать отсутствие достижения соглашения по указанному существенному условию, что в свою очередь является основанием для того, чтобы с учетом положений абз. 1 п. 1 ст. 432 ГК РФ считать контракт незаключенным.

Учитывая необходимость достижения соглашения по всем существенным условиям контракта его сторонами на момент заключения контракта, Законом N 44-ФЗ по общему правилу установлена необходимость представления участником закупки в заявке на участие в закупке предложения о поставке конкретного товара, обладающего определенными товарным знаком (при наличии), характеристиками и потребительскими свойствами, а не возможные варианты таких товарного знака, характеристик и свойств, которые будут определяться на этапе исполнения контракта при приемке товара.

Указанный подход реализован в Законе N 44-ФЗ также в отношении наименования страны происхождения товара (Решение Приморского УФАС России от 24.04.2025 N 025/06/105-344/2025, Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 25.04.2025 по делу N 44-924/25, Решение Кемеровского УФАС России от 30.05.2025 по делу N 042/06/49-945/2025).

Учитывая вышеизложенное, с учетом практики ФАС России, заявка, содержащая информацию о нескольких странах происхождения товара должна быть отклонена на основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ "Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. п. 2, 3 части 6 статьи 43 Закона N 44-ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям".

 

Обоснование:

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 13 марта 2025 г. N 24-03-09/24756

ОБ УКАЗАНИИ

ОДНОЙ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА В ЗАЯВКЕ НА УЧАСТИЕ

В ЗАКУПКЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 5 АПРЕЛЯ

2013 Г. N 44-ФЗ "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"

В связи с поступлением вопросов об указании страны происхождения товара в заявке на участие в закупке, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), руководствуясь пунктом 4.6.1 Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 мая 2017 г. N 389 "Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации", сообщает следующее.

Подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира.

Указание нескольких стран происхождения товара в заявке на участие в закупке Законом N 44-ФЗ не предусмотрено, а вопрос о введении в Закон N 44-ФЗ и изданные в его реализацию нормативные правовые акты такой возможности в Минфине России в настоящее время не рассматривается в связи с нижеследующим.

Наименование страны происхождения товара с учетом подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ, абзаца второго пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации является существенным условием контракта.

В этой связи неопределенность по вопросу о стране происхождения закупаемого товара на момент заключения контракта ввиду указания в заявке на участие в закупке нескольких стран происхождения товара, из которых может происходить поставляемый товар, будет означать отсутствие достижения соглашения по указанному существенному условию, что в свою очередь является основанием для того, чтобы с учетом положений абзаца первого пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации считать контракт незаключенным.

Учитывая необходимость достижения соглашения по всем существенным условиям контракта его сторонами на момент заключения контракта, Законом N 44-ФЗ по общему правилу установлена необходимость представления участником закупки в заявке на участие в закупке предложения о поставке конкретного товара, обладающего определенными товарным знаком (при наличии), характеристиками и потребительскими свойствами, а не возможные варианты таких товарного знака, характеристик и свойств, которые будут определяться на этапе исполнения контракта при приемке товара (например, длина автомобиля "4,69 м" или "5,63 м", цвет "белый" или "черный").

Указанный подход реализован в Законе N 44-ФЗ также в отношении наименования страны происхождения товара.

Страна происхождения товара является основополагающим условием для предоставления национального режима в сфере закупок и применения предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" "защитных" мер, которые не предусматривают множественности по вопросу о стране происхождения товара, а введение такой множественности повлекло бы риск невозможности надлежащей реализации соответствующей "защитной" меры.

Дополнительно Департамент отмечает следующее.

Предусмотренное Законом N 44-ФЗ требование об указании в заявке на участие в закупке одной конкретной страны происхождения товара не возлагает на участника закупки обязанность иметь такой товар в наличии на момент подачи заявки, а влечет лишь необходимость принятия участником закупки мер по получению достоверной информации о товаре, который такой участник закупки намеревается предложить заказчику к поставке для удовлетворения потребности заказчика.

Положения Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416, предусматривающие возможность указания в регистрационном удостоверении на медицинское изделие нескольких мест производства, не касаются вопросов порядка заключения гражданско-правового договора, в том числе контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ, предметом которого является поставка такого медицинского изделия, и, соответственно, указанные вопросы не регулируют.

Позиция, изложенная в настоящем письме, доведена до сведения Минпромторга России, Минздрава России, Росздравнадзора, ФАС России и Казначейства России письмом от 28 февраля 2025 г. N 24-03-06/19277.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, носит информационный характер, подготовлено на основе положений нормативных правовых актов по состоянию на дату подписания настоящего письма.

Директор Департамента

Т.П.ДЕМИДОВА

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ

от 24 апреля 2025 г. N 025/06/105-344/2025

В Приморское УФАС России поступила жалоба ИП Р. на действия комиссии Заказчика - Филиал ФГБУН "Национальный научный центр морской биологии им. А.В. Жирмунского" ДВО РАН - НОК "Приморский Океанариум" при проведении электронного аукциона на поставку батарей и аккумуляторов (извещение N 0320400000425000026) (далее - аукцион).

По мнению заявителя, комиссия по осуществлению закупок допустила нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как неправомерно отказала в допуске заявке Заявителя.

Согласно представленным возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.

Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения сторон Комиссия Приморского УФАС России установлено следующее.

Согласно пункта 1 части 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

Пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ определены следующие основания для отклонения заявки:

1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;

4) предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей части), подпунктом "а" пункта 2 части 4, подпунктом "а" пункта 1 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей части), пунктом 2 части 5 статьи 14 настоящего Федерального закона;

5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие информация и документы определены в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета закупок товара, происходящего из иностранного государства);

6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;

7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;

8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.04.2025 N ИЭА1 на участие в закупке подано 3 заявки (из них соответствует требованиям: 2; отклонено: 1).

Заявка с идентификационным номером 1807613 отклонена по следующему основанию:

"п.1 ч. 12 ст. 48 N 44-ФЗ "Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 Закона 44-ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям".

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.

Участником закупки предложены к поставке товары из нескольких стран в отношении одной позиции (Китайская Народная Республика; Российская Федерация).

Наименование страны происхождения товара с учетом подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ, абзаца второго пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации является существенным условием контракта.

В этой связи неопределенность по вопросу о стране происхождения закупаемого товара на момент заключения контракта в виду указания в заявке на участие в закупке нескольких стран происхождения товара, из которых может происходить поставляемый товар, будет означать отсутствие достижения соглашения по указанному существенному условию, что в свою очередь является основанием для того, чтобы с учетом положений абзаца первого пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации считать контракт незаключенным.

Учитывая необходимость достижения соглашения по всем существенным условиям контракта его сторонами на момент заключения контракта, Законом N 44-ФЗ по общему правилу установлена необходимость представления участником закупки в заявке на участие в закупке предложения о поставке конкретного товара, обладающего определенными товарным знаком (при наличии), характеристиками и потребительскими свойствами а не возможные варианты таких товарного знака, характеристик и свойств, которые будут определяться на этапе исполнения контракта при приемке товара. Указанный подход реализован в Законе N 44-ФЗ также в отношении наименования страны происхождения товара.

Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации 13.03.2025 N 24-03-09/24756 "Об указании одной страны происхождения товара в заявке на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

На основании изложенного, жалоба заявителя признается Комиссией Приморского УФАС России необоснованной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,

решила:

Признать жалобу ИП Р. на действия комиссии Заказчика - Филиал ФГБУН "Национальный научный центр морской биологии им. А.В. Жирмунского" ДВО РАН - НОК "Приморский Океанариум" при проведении электронного аукциона на поставку батарей и аккумуляторов (извещение N 0320400000425000026) необоснованной.

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2025 г. по делу N 44-924/25

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ (извлечение)

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2025 N ИЭА2, заявка Заявителя была отклонена по следующим обоснованиям:

"Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) На основании письма МинФина N 24-03-09/24756 от 13.03.25 г.: пп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать наименование одной (конкретной) страны происхождения товара. На момент заключения контракта в виду указания в заявке на участие в закупке нескольких стран происхождения товара. из которых может происходить поставляемый товар, будет означать отсутствие достижения соглашения по указанному существенному условию, что с учетом пп. "д" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44ФЗ, аб. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ является основанием считать контракт незаключенным. Участник указал несколько стран на один товар".

Согласно подпункту "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке должна содержать наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира. Указание нескольких стран происхождения товара в заявке не допускается.

Данный подход подтвержден информационным письмом Минфина России от 13.03.2025 N 24-03-09/24756, в котором прямо указано:

"Указание нескольких стран происхождения товара в заявке на участие в закупке Законом N 44-ФЗ не предусмотрено... Наименование страны происхождения товара является существенным условием контракта".

Минфин России также обоснованно подчеркивает, что неопределенность в отношении страны происхождения поставляемого товара на стадии заключения контракта означает отсутствие согласия по существенному условию договора, в результате чего контракт может считаться незаключенным (абзац второй пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Информационное письмо Минфина от 13.03.2025, хотя и не является нормативным правовым актом, носит разъяснительный характер, согласованный с Минпромторгом, Минздравом, Росздравнадзором, ФАС России и Казначейством. Данная позиция отражает единую практику правоприменения по вопросу указания страны происхождения товара и является обязательной к учету при правовой оценке рассматриваемого спора.

Таким образом, указание нескольких стран происхождения товара в заявке ООО "Т" не позволяет определить конкретный объект закупки, а, следовательно, делает невозможным заключение контракта в соответствии с требованиями ст. 432 ГК РФ и ст. 51 Закона о контрактной системе. Это обстоятельство обоснованно квалифицировано комиссией Заказчика как несоответствие требованиям извещения, и, следовательно, является законным основанием для отклонения заявки участника.

 

Дополнительная информация:

Готовое решение: Как провести запрос котировок в электронной форме по Закону N 44-ФЗ

Готовое решение: Как принять участие в запросе котировок в электронной форме по Закону N 44-ФЗ

Решение Верховного Суда РФ от 29.05.2025 N АКПИ25-158 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев третьего, пятого, восьмого информационного письма Минфина России от 13.03.2025 N 24-03-09/24756 "Об указании одной страны происхождения товара в заявке на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд">

Решение Самарского УФАС России от 28.05.2025 N 202-14243-25/4 Обстоятельства: В антимонопольный орган поступило обращение с жалобой на действия комиссии при проведении электронного аукциона, где была отклонена заявка участника, на основании того, что участником не указана конкретная страна происхождения товара. Решение: Признать жалобу необоснованной.

Решение Кемеровского УФАС России от 30.05.2025 по делу N 042/06/49-945/2025 Обстоятельства: По мнению Заявителя, его заявка неправомерно отклонена по п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу необоснованной.

 

Ответ подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».

Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение принимается самостоятельно.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос