Вопрос:
Учреждение выдает денежные средства сотруднику на приобретение товаров, работ, услуг у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ. Нужно ли запрашивать три коммерческих предложения для определения цены контракта?
Ответ:
Чаще всего закупкой за наличный расчет является закупка малого объема, проводимая на основании п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Это может быть в том числе закупка, оплата по которой осуществляется за счет выданных подотчетному лицу наличных денежных средств (приобретение товаров (работ, услуг) по авансовому отчету). Если же закупка проводится у юрлица или индивидуального предпринимателя, сумма оплаты по ней не должна превышать 100 тыс. руб. (п. 4 Указания Банка России от 09.12.2019 N 5348-У "О правилах наличных расчетов", Письма Минфина России от 19.01.2024 N 02-07-08/3818, от 04.10.2017 N 24-02-08/64784).
Двусторонний документ в данном случае не оформляется. Подтверждением сделки являются товарные или кассовые чеки и другие документы (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса РФ). По мнению Минфина России, заказчик должен самостоятельно указать ИКЗ на кассовом чеке (п. 2 Информационного письма Минфина России от 18.02.2025 N 24-01-10/15030 "О применении положений части 15 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ").
При этом, иных особенностей в отношении таких закупок нормативным актами не предусмотрено. Это касается и порядка определения цены контракта.
По общему правилу, для определения цены контракта с единственным поставщиком методом анализа рынка рекомендуется использовать не менее трех коммерческих предложений от разных поставщиков (п. 3.19 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утв. приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 (далее - Методические рекомендации N 567). При этом направить запросы таких предложений нужно не менее чем пяти поставщикам (п. 3.7.1 Методических рекомендаций N 567).
Однако, получение единственного коммерческого предложения еще не свидетельствует о невозможности обоснования НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Сбор коммерческих предложений - лишь один из возможных вариантов исследования рынка. В рассматриваемом случае заказчику рекомендуется провести анализ другой общедоступной информации о ценах в соответствии с п. 1 ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ. В частности: обратиться к реестру контрактов, разместить запрос о предоставлении ценовой информации в ЕИС, исследовать иные общедоступные источники информации.
Все эти способы получения ценовой информации можно совмещать, например, получить два коммерческих предложения и дополнительно взять стоимость товара из контракта в ЕИС.
Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) у единственного поставщика в рамках Закона N 44-ФЗ за наличный расчет через подотчетное лицо, заказчик должен определить цену контракта. Однако, получить информацию о ценах на товары, работы, услуги можно не только на основании трех коммерческих предложений, но и информации из иных источников.
Обоснование:
"Вестник Института госзакупок", 2021, N 10
Вопрос: Для обоснования НМЦК на закупку хлора в баллонах заказчик смог получить только одно коммерческое предложение. Вправе ли заказчик в таком случае обосновать НМЦК иным методом, основываясь на одном источнике ценовой информации?
Ответ: В соответствии с ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе использовать иные методы обоснования НМЦК в случае невозможности применения методов, поименованных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ. При этом прямо предусмотрено, что в таком случае потребуется выполнить обоснование невозможности применения таких методов.
Получение единственного коммерческого предложения еще не свидетельствует о невозможности обоснования НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Сбор коммерческих предложений - лишь один из возможных вариантов исследования рынка. В рассматриваемом случае заказчику рекомендуется провести анализ другой общедоступной информации о ценах в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ. В частности: обратиться к реестру контрактов, разместить запрос о предоставлении ценовой информации в ЕИС, исследовать иные общедоступные источники информации.
"Вестник Института госзакупок", 2017, N 4.
Вопрос: Можно ли при расчете НМЦК использовать цены из разных источников? Например, взять две цены из коммерческих предложений и одну цену с сайта интернет-магазина?
Ответ: Такой вариант возможен. Более того, по мнению некоторых контрольных органов, использовать в расчете НМЦК только коммерческие предложения нельзя. Такой вывод следует из буквального толкования текста методических рекомендаций Минэкономразвития России (утв. Приказом от 2 октября 2013 г. N 567). Так, в силу п. 3.7 рекомендаций "в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур:
- направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам;
- разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе...
- осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов;
- осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации".
Кроме того, в случае если в коммерческих предложениях указаны изначально завышенные цены, использование наряду с такими ценами цен из общедоступных источников поможет заказчику в итоге определить НМЦК, соотносимую с реальной рыночной ценой продукции.
Дополнительная информация:
Готовое решение: Как рассчитать и обосновать цену контракта с единственным поставщиком
Готовое решение: Как осуществить закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
Готовое решение: Как обосновать начальную максимальную цену контракта
Ответ подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».
Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение принимается самостоятельно.