Такой вывод следует из разъяснений Минфина, который указал, что моментом определения налоговой базы по НДС является день выполнения работ, которым следует признавать дату подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком. А если заказчик не подписал акт, но при этом имеется решение суда, из которого следует, что условия договора на выполнение работ выполнены, днем их выполнения для целей НДС следует считать дату вступления в законную силу решения суда.
Данный подход приводит к тому, что в условиях затянувшегося спора может возникнуть НДС с выполненных работ, если к моменту его разрешения исполнитель стал плательщиком налога. Так случилось с организацией, которая направила запрос в Минфин.
Она заключила в 2024 году договор на выполнение проектных работ, когда была на УСН и не платила НДС. Но заказчик решил досрочно расторгнуть договор. Организация в том же году передала ему все разработанные на тот момент документы, однако заказчик отказался их принимать. В 2025 году организация обратилась в суд для определения фактического объема работ и их оплаты. Но с 2025 года она уже стала плательщиком НДС.
Из подхода Минфина следует, что с выполненных работ придется заплатить НДС, поскольку днем их выполнения будет дата вступления в силу решения суда. Схожий подход о моменте определения базы по НДС в подобных условиях встречался у Минфина и ранее (см., например, Письмо Минфина России от 08.10.2020 N 03-07-11/88016).
Письмо Минфина России от 13.11.2025 N 03-07-11/109868