По договору купли-продажи на ребенка был приобретен объект незавершенного строительства: земельный участок с недостроенным домом. Право собственности на него зарегистрировано в 2006 году. Затем строительство дома окончилось, и объект был введен в эксплуатацию в 2010 году. Но право собственности на жилой дом зарегистрировано лишь в 2021 году, после совершеннолетия владельца. В том же году дом был продан. Инспекция насчитала НДФЛ, полагая, что объект находился в собственности гражданина менее минимального срока владения (5 лет), ведь в ЕГРН была запись о регистрации объекта от 2021 года. Через суд удалось отменить НДФЛ, правда, не сразу.
Первая инстанция согласилась с инспекцией. Апелляция решение отменила, указав, что право собственности на незавершенный объект строительства, зарегистрированное в 2006 году, после окончания строительства трансформировалось в право собственности на жилой дом, что выразилось в изменении физических характеристик объекта недвижимости, но не привело к появлению нового объекта. Иное означало бы прекращение права собственности на первоначальный объект. Поскольку срок владения превысил минимальный, НДФЛ не возникает. Но кассация этот вывод отменила. Пришлось обращаться в ВС РФ.
Гражданин ссылался на то, что суды формально исходили из записей ЕГРН и не приняли во внимание время фактического владения жилым домом, а также основания и момент возникновения права собственности на него. Кроме того, на момент ввода объекта в эксплуатацию в 2010 году собственнику было всего 7 лет, и он не мог сам зарегистрировать право собственности или как-то повлиять на родителей. Право собственности на готовый объект было зарегистрировано по достижении дееспособного возраста. ВС РФ указал, что в указанных условиях факт регистрации права собственности на жилой дом в 2021 году не может свидетельствовать о нахождении объекта в собственности гражданина менее минимального срока. В итоге ВС РФ оставил в силе решение суда апелляционной инстанции.
Кассационное определение ВС РФ от 17.09.2025 N 43-КАД25-2-К6