О разработке проекта о платформенной экономике мы уже писали. Ранее он размещался для общественного обсуждения (см. новость от 26.11.2024), а теперь внесен в Госдуму. Планируют урегулировать отношения, возникающие между операторами посреднических цифровых платформ, их партнерами и пользователями в связи с продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг. Но не только.
Под цифровыми платформами будут пониматься информационные системы или сайты, где взаимодействует неограниченный круг лиц не только в связи с продажей товаров (работ, услуг), но также в целях обмена информацией и ее распространения. Введут базовые правила работы цифровых платформ. Операторы цифровых платформ будут обязаны, в частности:
· обеспечивать равный и беспрепятственный доступ неограниченного круга лиц к цифровой платформе
· не допускать создания на цифровых платформах дискриминационных условий для пользователей – физлиц
· размещать на цифровой платформе адрес электронной почты для направления оператору юридически значимых сообщений, а также свое наименование (для юрлиц) или ФИО (для физлиц)
Посреднические цифровые платформы будут включены в специальный реестр. Правила формирования и ведения реестра установит Правительство РФ.
Оператор будет взаимодействовать с партнером по договору, который можно будет заключить в электронном виде на самой платформе. Перед заключением договора оператор должен будет проверить партнера по ЕГРЮЛ (ЕГРИП), через ЕСИА или иными способами, которые установит Правительство РФ.
Введут ряд требований к карточке товара, в частности, оператор должен будет обеспечить наличие там сведений о разрешениях, лицензиях, о соответствии товара техническим регламентам, о маркировке и т.д. Причем он будет проверять информацию в карточке товара. Также нужно будет указывать, что оператор не является продавцом предлагаемого товара и не заключает с пользователем договор купли-продажи (если только оператор не размещает на платформе свои собственные товары).
Урегулируют порядок предоставления скидок: оператор не вправе будет снижать цену за счет продавца без его согласия. Причем такое согласие можно будет выразить в том числе путем установления минимальной цены товара со стороны продавца (с указанием срока действия и количества товаров, при необходимости) – тогда оформлять отдельное согласие на снижение цены не понадобится. При этом до продажи товаров продавец сможет отказаться от снижения цены. Одновременно продавец сможет устанавливать запрет на продажу товаров со снижением цены за его счет.
Введут ограничения по поиск. К примеру, при формировании поисковой выдачи нельзя будет влиять на ее результаты в обход критериев сортировки, которые выбрал пользователь.
Кроме того, появится норма об информационном взаимодействии операторов с налоговыми органами – порядок и требования установит Правительство РФ.
Параллельно внесены еще два проекта, которые связаны с новшествами. Один из них вносит изменения в ряд связанных законов, например, в Закон о защите прав потребителей. Оператор посреднической платформы будет нести ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре или о продавце. Другим проектом внесут поправки в КоАП РФ: для операторов цифровых платформ и партнеров введут штрафы. К примеру, оператора смогут оштрафовать на сумму до 300 тыс. руб. за неполучение от партнера согласия на скидки, а продавца смогут оштрафовать на сумму до 70 тыс. руб. (при повторном нарушении – до 200 тыс. руб.) за нарушение требований к размещению в публичном доступе предложений о продаже товаров.
Планируется, что изменения заработают с 1 марта 2027 года.
Проект Федерального закона N 959244-8 (основной проект)
Проект Федерального закона N 959248-8 (изменения в связанные законы)
Проект Федерального закона N 959258-8 (изменения в КоАП РФ)
Информация Правительства РФ от 03.07.2025