Между компаниями был заключен договор поставки. Покупатель неоднократно нарушал сроки оплаты и признал долг в акте сверки. Поставщик предъявил требование о взыскании неустойки на сумму более 22 млн. руб. Все три инстанции с требованием согласились, но ВС РФ обратил внимание, что срок давности по неустойке считается отдельно.
По правилам ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга, в том числе, например, подписанием акта сверки. Но в данном случае акт сверки затрагивал взаимоотношения сторон только по оплате основного долга. Сведений по начисленным неустойкам в акте не было. Поэтому указанный акт не является признанием неустойки и основанием для перерыва течения срока исковой давности по ней.
ВС РФ напомнил подход из п.25 Постановления Пленума ВС от 29.09.2015 N 43, согласно которому признание основного долга само по себе не может служить доказательством, свидетельствующим о признании дополнительных требований кредитора, в том числе неустойки. Дело было направлено на новое рассмотрение.
Определение ВС РФ от 11.04.2025 N 307-ЭС24-21748