На примере замещающей сделки ВС указал, что стороны, которые заранее договорились об использовании иностранной валюты в качестве валюты долга, приняли на себя риск возможного колебания курса валюты платежа – рубля как в одну, так и в другую сторону при исполнении обязательств по договору. Убытки в таком случае тоже должны рассчитываться в иностранной валюте, а не в рублях.
Ситуация была следующая. Предприниматель хотел купить в лизинг автобус. Он заключил договор лизинга, по которому лизингодатель обязался приобрести имущество у продавца, указанного лизингополучателем. Договор купли-продажи был заключен в иностранной валюте с оплатой по курсу в рублях на день платежа. Лизингодатель перечисли 100% аванс, но деньги на следующий день вернулись обратно на счет, а поставка не состоялась. Договор купли-продажи и договор лизинга были расторгнуты. Но автобус был нужен, поэтому ИП заключил новый договор лизинга, по которому была произведена поставка, но другим поставщиком и по другой цене. Тогда ИП решил взыскать с первоначального продавца убытки в виде разницы в цене между расторгнутым и вновь заключенным договором купли-продажи. Оба они были выражены в долларах США, но оплачивались в рублях. Спор возник при подсчете убытков. ИП рассчитал разницу в рублях: между старой и новой ценой. Его поддержали и суды всех трех инстанций, указав на то, что если считать убытки от долларовой цены, то убыток в валюте будет значительно меньше действительной суммы причиненного покупателю убытка в рублях. Суды отказались считать в валюте и пени за просрочку передачи товара. Но ВС с таким подходом не согласился.
Если валютой долга по соглашению сторон является иностранная валюта, то возникновение курсовой разницы является обычным предпринимательским риском сторон. Считать убытки из разницы в цене, уплаченной в рублях, в таком случае неверно. Кроме того, ВС обратил внимание, что суды не установили дату прекращения расторгнутого договора и период нахождения поставщика в просрочке. В итоге дело направлено на новое рассмотрение.
Определение ВС РФ от 22.05.2025 N 305-ЭС25-619