Гражданин оплатил обучающий онлайн-курс. Доступ к урокам предоставлялся через личный кабинет, причем для прохождения последующих уроков надо было пройти предыдущие. Но гражданин прошел лишь 62 урока из 151, после чего понял, что предложенная услуга не представляет для него ценности и, кроме того, характеризуется низким качеством. Тогда он направил ИП-исполнителю претензию о возврате денег за уроки, которые им не были пройдены, но безрезультатно. В судебном порядке тоже не удалось вернуть деньги: все три инстанции отказали. Однако ВС отменил решения судов и направил дело на новое рассмотрение.
ВС обратил внимание, что на покупку курса в данном случае распространяются положения Закона о защите прав потребителей, поскольку гражданин приобрел его для себя лично. По Закону потребитель, в частности, вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору (ст.32). Кроме того, исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.
В данном случае суды не отрицали, что гражданин воспользовался лишь частью услуг, но отказали в возврате денег. Вопрос о качестве услуг суды вообще не обсуждали. ВС указал, что так делать нельзя и направил дело на новое рассмотрение.
Добавим, что ВС ранее уже обращал внимание, что если потребитель требует вернуть деньги за не оказанные услуги, то суды должны выяснить, какие услуги были оказаны и в каком объеме, а также, какие фактические расходы понес исполнитель к моменту отказа потребителя от договора (см. Определение ВС РФ от 08.08.2023 N 72-КГ23-1-К8).
Определение ВС РФ от 22.04.2025 N 5-КГ25-18-К2