Минэнерго разъяснило несколько вопросов, связанных с разграничением движимого и недвижимого имущества в сфере энергетики. Энергетическое оборудование, если оно не является неотъемлемой частью здания (капитального сооружения), правомерно принятое на учет как отдельный инвентарный объект с присвоением ОКОФ из раздела "Прочие машины и оборудование", не может быть отнесено к недвижимому имуществу.
Здесь Минэнерго приводит аналогию с квалификацией технологического оборудования, которое, несмотря на возможное монтирование на фундаменте, не может быть квалифицировано в качестве недвижимого имущества, поскольку не соответствует критериям недвижимости и выступает в гражданском обороте самостоятельно именно в качестве оборудования, для которого возможен неоднократный демонтаж и перемещение в другое место.
Более того, даже если комплекс энергетических объектов зарегистрирован в ЕГРН в качестве единого недвижимого комплекса, то такой комплекс не может являться объектом налогообложения как один объект недвижимого имущества. В такой комплекс могут входить объекты, имеющие различные даты ввода в эксплуатацию, различное функциональное назначение и сроки полезного использования. Часть объектов может относиться к движимому имуществу (которое не облагается налогом на имущество), а часть – к недвижимому.
Также Минэнерго обратило внимание, что не все сооружения подпадают под понятие недвижимости. Исходя из градостроительного законодательства сооружения могут быть капитальными и некапитальными. Последние – это движимое имущество, которое не облагается налогом на имущество. Соответственно, объекты, которым присвоен код ОКОФ из раздела "Сооружения", не могут быть однозначно отнесены к объектам недвижимости. Каждый объект следует оценивать с точки зрения индивидуальных конструктивных и функциональных характеристик.
В Письме Минэнерго предлагает признаки классификации объектов электро- и теплоэнергетики в качестве движимого или недвижимого имущества.
Письмо Минэнерго России от 14.02.2025 N ЕГ-2286/07