Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Если в связи с принудительным изъятием прекращено право собственности на транспорт, налог прекращает начисляться с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было принудительно изъято по закону (п.3.4 ст.362 НК РФ). ФНС считает, что те же нормы применяются и в случае, когда транспорт принудительно продан на торгах в рамках процедуры банкротства.
Проблема в том, что с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, осуществляет финансовый управляющий от имени гражданина, а не сам гражданин. Соответственно, поскольку договор купли-продажи заключен финансовым управляющим без участия гражданина, то он сам не может обратиться в органы ГИБДД за снятием авто с регистрационного учета. Но ВС указал, что прежний собственник не должен нести бремя содержания имущества, которое принудительно продано на торгах. ФНС привела это дело в своем Письме и указала, что во избежание налоговых споров налоговики могут применять указанную выше норму (п.3.4 ст.362 НК РФ). В ней прописано, что для прекращения начислений по налогу в связи с принудительным изъятием транспортного средства налогоплательщик подает в налоговые органы заявление. Форма утверждена Приказом ФНС России от 19.07.2021 N ЕД-7-21/675@.
Добавим также, что если произведено изъятие, которое не прекратило право собственности, например, транспорт изъят в качестве вещественного доказательства или арестовано без прекращения права собственности, то оснований для применения п.3.4 ст.362 НК РФ нет (см. новости от 12.01.2024 и от 24.11.2023).
Письмо ФНС России от 28.02.2025 N СД-4-21/2051@