Компания подала в Фонд электронный реестр со сведениями для выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, но ошиблась в фамилии ребенка. Пособие, тем не менее, Фонд перечислил. Но через несколько дней, обнаружив ошибку, компания направила сведения еще раз, уже с верной фамилией. И Фонд перечислил пособие еще раз. Потом Фонд потребовал от компании вернуть излишнюю выплату, но та отказалась. Фонд обратился в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону компании. Об этом деле мы писали в новости от 25.10.2024. Суды не нашли причинно-следственной связи между действиями работодателя и повторной выплатой пособия. Помимо фамилии, работодатель также передавал сведения о ФИО и номере СНИЛС матери ребенка (получателя пособия). Здесь ошибок не было. Фонд мог идентифицировать застрахованное лицо и установить, что выплата пособия ему уже произведена.
Однако в кассационной инстанции Фонду все же удалось перетянуть суд на свою сторону. Кассация согласилась, что страховщик не обязан осуществлять сплошным методом дополнительную проверку сведений, содержащихся в направляемых страхователем реестрах. Пособие задвоилось из-за неверной информации в реестрах страхователя, поэтому кассация решила, что у судов не было оснований для отказа в удовлетворении требований Фонда.
Постановление АС Московского округа от 16.12.2024 N Ф05-25433/2024