С 2020 года коммерческие организации исключены из числа тех, кто вправе применять пониженную ставку налога в размере не более 0,3% по земельным участкам, приобретенным для ИЖС, даже если организации ведут ИЖС для реализации жилья гражданам. В данном случае применяется ставка не более 1,5%. Причем налоговики указали, что к этой обычной ставке также применяются повышающие коэффициенты по п.15 ст.396 НК РФ вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект (см. новость от 20.11.2023).
Организация решила оспорить подход ФНС о применении повышающего коэффициента 2, считая, что он может применяться только к пониженной ставке налога не более 0,3% как мера наказания за неиспользование участка в течение 3-х лет после его приобретения. Но ВС не отменил Письмо ФНС, указав следующее:
· ФНС издала Письмо в пределах своей компетенции и предоставленных полномочий
· Письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер и не влечет изменения правового регулирования отношений в сфере налогообложения
· рекомендации ФНС не выходят за рамки адекватного толкования положений действующего законодательства и не влекут изменение правового регулирования налоговых отношений
· ФНС не изменила и не дополнила налоговое законодательство
Более того, ВС указал, что предусмотренные п.15 ст.396 НК РФ повышающие коэффициенты не являются мерой наказания застройщиков за нарушение сроков строительства, а служат обеспечительной мерой экономического характера, которая способствует своевременному завершению строительства. Мера направлена на то, чтобы застройщики не уклонялись от уплаты земельного налога в связи с несвоевременной регистрацией прав на жилые объекты и нарушением сроков строительства.
Решение ВС РФ от 23.12.2024 N АКПИ24-861