Неоднократное осуществление (дробление) закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может свидетельствовать о нарушении Закона о защите конкуренции.
Определение ВС РФ от 22.11.2024 N 301-ЭС24-10122 по делу N А38-717/2023
Фабула дела:
Антимонопольным органом вынесено решение, которым действия общества и ИП признаны нарушением ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в достижении антиконкурентного соглашения при заключении договоров без проведения конкурентных процедур в рамках закупки по Закону 223-ФЗ. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения антимонопольного органа незаконным. Решением арбитражного суда, оставленным без изменения апелляционным и кассационным судами, требование удовлетворено. Признавая решение незаконным, суды трех инстанций исходили из того, что заключение договоров осуществлено обществом с целью надлежащего использования и обслуживания жилищного фонда, обеспечения потребителей жилищно-коммунальными услугами и исключительно в интересах собственников, проживающих в МКД. При этом планирование, финансирование, выполнение работ и оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД зависело от поступления денежных средств от собственников, оплата выполненных работ и услуг производилась с отсрочкой платежа.
Позиция ВС РФ:
ВС РФ отменил судебные акты нижестоящих судов и принял новое решение, об отказе в удовлетворении требований. ВС РФ указал, что из установленных при рассмотрении дела обстоятельств усматривается, что неоднократное заключение договоров, хоть формально и подпадающих под условия статьи 3.6 Закона № 223-ФЗ. и Положения о закупке, в совокупности представляет собой единую сделку с каждым ИП, искусственно раздробленную на части и оформленную самостоятельными договорами. Доказательств необходимости совершения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) либо условий, свидетельствующих о невозможности проведения закупочных процедур, материалы дела не содержат, в то время как осуществление такой закупки носит исключительный характер. В сложившейся ситуации следует признать, что фактически целью заключения договоров являлся обход проведения конкурентных процедур, что ведет к нарушению прав юридических и физических лиц (потенциальных исполнителей), а также нарушает публичные интересы, поскольку при отсутствии конкурентной закупочной процедуры не определялись наилучшие условия исполнения договоров. Потому как действия общества и ИП незаконно ограничили доступ к возможному участию в закупках на конкурентной основе юридических и физических лиц, независимо от конкурентного рынка, антимонопольный орган правомерно признал их нарушающими запрет, предусмотренный ч. 4 ст. 11 Закона № 223-ФЗ. При таком положении у судов отсутствовали правовые основания для вывода о незаконности оспариваемого решения антимонопольного органа. Позиция судов о недоказанности противоправного антиконкурентного поведения общества и ИП основана на неправильном толковании норм права к обстоятельствам дела.
Комментарий эксперта:
В Федеральном законе от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" нет запрета на осуществление закупок в малых объемах у единственного поставщика, соответственно заказчик вправе проводить такие закупки, если это не противоречит утвержденному им положению о закупке. Такой вывод соответствует позиции МинФина (Письмо Минэкономразвития России от 15.06.2016 N ОГ-Д28-7314). Однако следует учитывать, что искусственное дробление закупки, которая предполагает конкурентный способ ее проведения, на несколько закупок малого объема с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может расцениваться контролирующими органами, как злоупотребление правом, выразившимся в необоснованном ограничении конкуренции и, как следствие, нарушению положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".