Линия консультаций: +7 495 223-06-80
Минфин подготовил рекомендации по проведению аудита за 2024 год
20.12.2024
БухгалтеруРуководителюБюджетнику

Минфин подготовил рекомендации по проведению аудита за 2024 год

В общей части Минфин отметил, что в 2024 году на деятельность и бухгалтерскую отчетность продолжают влиять факторы экономического и иного характера. Это и геополитическая обстановка, и ограничения, и санкции, и ответные меры РФ. Санкционное давление не может не иметь последствий для аудита отчетности.

Минфин напомнил, что аудиторские организации должны соблюдать требования Закона N 115-ФЗ об отмывании денег, в частности, уведомлять Росфинмониторинг о наличии любых оснований полагать, что операция или сделка клиента могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ. При оказании аудиторских услуг аудиторская организация обязана организовать внутренний контроль в целях ПОД/ФТ, осуществлять его на систематической основе и поддерживать в актуальном состоянии.

Кроме того, Минфин указал, что в 2024 году вступили в силу ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" и изменения в ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" (касательно требований к формированию в бухгалтерском учете информации о капитальных вложениях в НМА). Это надо учитывать при составлении отчетности за 2024 год. Что касается нового ФСБУ 4/2023 "Бухгалтерская (финансовая) отчетность", то он применяется только начиная с отчетности за 2025 год, поэтому при составлении отчетности за 2024 год нужно использовать старый ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организаций" и Приказ Минфина N 66н о формах бухгалтерской отчетности.

Также даны разъяснения по отдельным вопросам отчетности, например:

· учетная политика состоит из избранных способов ведения бухгалтерского учета объектов, имеющихся у данной организации. Способы ведения учета объектов, отсутствующих у конкретной организации, не формируют ее учетную политику

· законодательством не установлено требований к носителям, на которых составляется первичный учетный документ. Но если на этом носителе есть также иной документ (информация), то оформление первичного учетного документа должно позволять идентифицировать его, а содержащийся на бумажном носителе иной документ не должен создавать препятствия для однозначного понимания реквизитов первичного документа

· объектом НМА могут быть лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, соответствующие признакам НМА, например, лицензия на образовательную деятельность, на деятельность по производству и обороту алкогольной продукции или табачной продукции

·  при признании объектов учета аренды в НКО следует ориентироваться в том числе на ФСБУ 6/2020 "Основные средства", согласно которому одним из условий признания актива объектом ОС является способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (для НКО – обеспечить достижение целей, ради которых она создана)

Даны разъяснения по учету туристического налога. Этот налог будет учитываться у налогоплательщика в составе расходов по обычным видам деятельности. Обязательство по налогу будет признаваться при осуществлении полного расчета (дебет счетов учета затрат и кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом"). При этом начиная с бухгалтерской отчетности за 2025 год:

· обязательство по уплате туристического налога раскрывается в бухгалтерском балансе в составе обязательств

· сумма туристического налога, признанная расходом, раскрывается в отчете о финансовых результатах в составе расходов по обычным видам деятельности

Есть и другие разъяснения.

Рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2024 год (приложение к письму Минфина России от 18.12.2024 N 07-04-09/128024)