В июне этого года ФНС направляла налоговикам на местах случаи из судебной практики по исчислению налога на имущество, в которых было установлено необоснованное разделение в бухгалтерском учете единого объекта ОС (см. новость от 20.06.2024). Недавно ФНС исключила из него одно дело, которое касалось оборудования, учтенного как отдельный инвентарный объект – оборудование реконструированной печи (см. новость от 25.11.2024). С подачи ВС из Обзора пришлось исключить еще одно дело.
Спор был тоже довольно специфический – касался элементов солнечной электростанции, которые компания учла как отдельные инвентарные объекты. Но ВС привел доводы, схожие с прошлым делом:
· юридическое значение для целей налогообложения имущества имеют в том числе принятые в бухгалтерском учете формализованные критерии признания имущества (движимого или недвижимого) в качестве объектов ОС
· ни факт использования имущества по общему назначению, ни объединение имущества в имущественный комплекс для совершения сделок с ним (купли-продажи, передачи в залог и т.п.) не являются достаточными основаниями для квалификации всех входящих в такой комплекс вещей, в том числе частей конструктивно-сочлененного объекта, как объектов налогообложения по налогу
ВС также указал, что когда законодатель вывел движимое имущество из-под налогообложения, то его воля была направлена на сокращение бремени налогообложения в отношении той части активов, которая представлена движимым имуществом и, соответственно, на стимулирование организаций к инвестированию в средства производства. Ничего не означает и тот факт, что с 1 января 2025 года в силу законодательных поправок от налога освободят имущество, входящее в состав солнечных электростанций, поскольку новая льгота будет распространяться только на то недвижимое имущество, которое являлось объектом налогообложения до 1 января 2025 года.
Письмо ФНС России от 29.11.2024 N БС-4-21/13548@