Линия консультаций: +7 495 223-06-80
Обзор судебной практики по экономическим спорам
05.11.2024

Обзор судебной практики по экономическим спорам

Заключая договора на капитальный ремонт многоквартирных домов (МКД), фонд - региональный оператор должен соблюдать положения Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

 

Определение ВС РФ от 27.09.2024 N 307-ЭС24-11027 по делу N А56-9935/2023

 

Фабула дела:

Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в МКД обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предупреждения антимонопольного органа, вынесенного в связи с необоснованным отказом фонда от исполнения обязательств по договорам. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным судом в удовлетворении заявления отказано. Суд кассационной инстанции не согласился с позицией судов первой и апелляционной инстанций, придя к выводу об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения фонду предупреждения по признакам нарушения запрета, установленного п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Суд округа счел, что фонд, выступая региональным оператором и выполняя функции специализированной некоммерческой организации, не является органом исполнительной власти и не осуществляет функции указанных органов.

 

Позиция ВС РФ:

ВС РФ отменил постановление кассационного суда и оставил судебные акты судов первой и апелляционной инстанций в силе. ВС РФ указал, что п. 117 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится осуществление регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в МКД. П. 3 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти субъекта РФ принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории субъекта РФ, и которыми создается региональный оператор. В целях выполнения возложенных функций по капитальному ремонту общего имущества в МКД региональным оператором производятся закупки товаров, работ, услуг в порядке, установленном постановлением Правительства N 615 (ч. 1.1 ст. 180 ЖК РФ), в рамках утвержденных региональных программ капитального ремонта указанного имущества. Исходя из целей и задач, стоящих перед органом государственной власти субъекта РФ по предмету его ведения, он наделяет фонд публично-властными полномочиями, предусмотренными п. 117 ч. 1 ст. 44 Закона N 414-ФЗ, по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в МКД на территории субъекта РФ, которые выражаются в реализации фондом функций регионального оператора и технического заказчика при осуществлении работ по заключаемым с подрядчиками договорам. Таким образом, вывод кассационного суда об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для принятия мер антимонопольного реагирования в отношении фонда привел к нарушению прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 

Комментарий эксперта:

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. В абз. 5 п. 7.2 Постановления Конституционного суда РФ от 12.04.2016г. N 10-П указано, что деятельность фонда капитального ремонта обусловлена возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в МКД, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ. При этом, по общему правилу, закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Законом N 44-ФЗ, в порядке, установленном указанным Законом (п. 2 Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N 615). Учитывая изложенное, фонд, как региональный оператор, при осуществлении деятельности связанной с проведением капитального ремонта МКД должен соблюдать положения Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"