Между ООО и его бывшим директором возник спор о передаче дел. После назначения нового директора прежний руководитель не передал ему документы, в том числе:
· оригиналы учредительных документов
· договоры аренды
· инвентаризационную опись ТМЦ и ОС
· инвентарную карточку учета ОС
· трудовые договоры работников
· бухгалтерскую и налоговую отчетность
· и т.п.
Бывший директор ссылался на то, что документы находятся по адресу общества, а бухгалтерские документы нужно спрашивать у бухгалтера, которая работала по отдельному договору. Но суды указали, что к числу обязанностей бывшего руководителя ООО относится обеспечение сохранности всех документов, касающихся его деятельности, а также передача этих документов вновь избранному руководителю. Более того, именно директор, исполняя свои обязанности единоличного исполнительного органа, обязан организовать процесс передачи документов обществу в лице нового директора. Где, у кого и как хранятся документы, правового значения для исполнения данной обязанности не имеет. В свою очередь, в обязанности ООО и вновь избранного директора не входит и не может входить уведомление бывшего директора о необходимости предоставить соответствующие документы. В связи с этим суды обязали бывшего директора передать дела новому. Тот не представил суду доказательств того, что у него их нет.
Добавим, что в сентябре прошлого года КС пришел к выводу, что ч.4 ст.29 Закона "О бухгалтерском учете", обязывающая при смене руководителя обеспечить передачу документов бухгалтерского учета организации, не нарушает конституционные права бывшего руководителя (Определение КС РФ от 28.09.2023 N 2450-О). Если у бывшего директора документов нет, он должен объяснить их отсутствие (Определение ВС РФ от 09.08.2022 N 307-ЭС22-5640).
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 16.10.2024 N Ф08-8396/2024