Работодатель подал в СФР сведения для назначения сотруднице пособия при рождении ребенка, но ошибся в одной букве в фамилии ребенка. Деньги были перечислены фондом на счет сотрудницы, но потом работодатель подал повторные сведения с правильной фамилией. Фонд еще раз перечислил пособие. Когда выяснилось задвоение суммы, СФР потребовал от работодателя вернуть деньги. Тот не согласился, и Фонд обратился в суд. Однако суд встал на сторону работодателя.
Излишние выплаты должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Но в данном случае не выявлено причинно-следственной связи между действиями работодателя и повторной выплатой пособия. Помимо фамилии, работодатель также передавал сведения о ФИО и номере СНИЛС матери ребенка (получателя пособия). Все сведения и документы носили полный и исчерпывающий характер, никакие из них не содержали ложных данных и не были поддельными. То есть работодатель не представлял "недостоверных" сведений. Направление некорректных, а впоследствии скорректированных, сведений не снимает с Фонда обязанности по их проверке. Таким образом, у Фонда имелась возможность не производить повторной выплаты пособия.
К схожим выводам приходил АС Северо-Кавказского округа на примере ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Работодатель ошибся в СНИЛС и направил исправленные данные, но Фонд выплатил пособие одному и тому же лицу по двум СНИЛС. Суд аналогичным образом указал, что Фонд мог проверить данные о застрахованном лице по другим сведениям (см. новость от 30.07.2024).
Постановление 9-го ААС от 16.09.2024 N 09АП-34911/2024