Многие банки и автосалоны навязывают покупателям дополнительные услуги, которые увеличивают расходы клиентов, вводят их в заблуждение и нарушают их права. ЦБ РФ представил обзор подобных практик и указал на их недопустимость.
К примеру, имеется практика продажи потребителю дополнительных услуг, при отказе от которых деньги не возвращаются. Для этого договор, например, составляют таким образом, что услуги считаются оказанными с момента их оформления, что исключает возможность вернуть деньги (это могут быть консультации по страхованию, предоставление доступа к информационным ресурсам и т.д.). Также дополнительные услуги навязываются через предоставление скидок на авто.
Потребителям нужно знать, что по закону он может отказаться от приобретенных вместе с кредитом дополнительных платных услуг в течение 30 дней после того, как согласился на них, и потребовать возврат денег. Кредитор обязан уведомить заемщика о таком праве не позднее следующего дня, следующего за днем заключения договора потребительского кредита. Банк России дает рекомендации потребителям, как минимизировать свои риски. В частности, нужно знакомиться с заявлением о выдаче кредита (о дополнительных услугах) и самостоятельно проставить отметки о согласии на приобретение только нужных услуг. Если покупатель согласен на страхование при оформлении автокредита (например, КАСКО, страхование жизни и здоровья и др.), он не обязан страховаться у страховщика, предложенного банком. Можно выбрать другую компанию.
Если банк или автосалон будут препятствовать праву на отказ от дополнительных услуг и возврату денег, потребитель вправе обратиться с жалобой в Банк России, Роспотребнадзор, а также в Службу финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг или в суд (с соблюдением обязательного досудебного порядка).
Информация Банка России от 21.10.2024
Обзор недобросовестных практик в автокредитовании