Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ. В п.2 ст.425 ГК РФ прописано, что стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до его заключения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений. Однако при заключении контракта в рамках Закона N 44-ФЗ данные положения не применяются. Минфин объяснил, почему.
Согласно п.2 ст.72 БК РФ и ст.16 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе начать закупку только после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Закупка начинается с определения поставщика и завершается исполнением обязательств сторонами контракта, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика – с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (п.3 ч.1 ст.3 Закона N 44-ФЗ). В свою очередь, в ч.1 ст.94 Закона N 44-ФЗ прописано, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта.
Таким образом, порядок осуществления закупки по правилам Закона N 44-ФЗ не предусматривает возможности начала исполнения обязательств единственным поставщиком до заключения контракта. Минфин также учел, что поставка товара при отсутствии заключенного контракта и соответствующих средств бюджетов влечет возникновение фактической задолженности, в том числе в условиях отсутствия постановки бюджетных обязательств на бюджетный учет.
Письмо Минфина России от 01.08.2024 N 24-08-08/71743