В рамках Закона N 27-ФЗ страхователь представляет сведения персучета в составе ЕФС-1 о лицах, с которыми заключены договоры ГПХ, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы. Выплаты по лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности облагаются страховыми взносами (п.1 ст.420 НК РФ).
Таким образом, в отношении лиц, с которым заключены лицензионные договоры о предоставлении права использования РИД, представляется подраздел 1.1 "Сведения о трудовой (иной) деятельности" формы ЕФС-1. В нем, в частности, отражаются сведения о дате заключения, дате прекращения и иные реквизиты договора ГПХ.
СФР указал, что если меняется правообладатель, то страхователь должен представить в составе подраздела 1.1 формы ЕФС-1 следующие сведения:
· в отношении застрахованного лица, с которым был заключен данный договор, - кадровое мероприятие "Окончание договора ГПХ"
· в отношении застрахованного лица, с которым заключено дополнительное соглашение, - кадровое мероприятие "Начало договора ГПХ"
В разъяснениях СФР речь шла о смене правообладателя по причине его смерти, в связи с чем права по лицензионному договору перешли наследнику. С ним было заключено дополнительное соглашение к договору. Из подхода СФР следует, что эти суммы облагаются взносами.
Однако данный вывод представляется весьма спорным. Ведь в рамках Закона N 167-ФЗ об обязательном пенсионном страхование к застрахованным лицам относятся непосредственно авторы, а не наследники. Данный подход ранее подтверждал и Минфин: выплаты в пользу правообладателей, не являющихся авторами, а являющихся их наследниками, не облагаются страховыми взносами, поскольку указанные физлица не являются застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию, в пользу которых уплачиваются страховые взносы (см. Письма Минфина России от 17.12.2020 N 03-15-05/110993, от 23.07.2018 N 03-04-06/51902).
Письмо СФР от 15.08.2024 N 19-20/38031