Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:
+7 495 223-06-80
Обзор судебных актов ВС РФ по экономическим спорам
27.06.2024

Обзор судебных актов ВС РФ по экономическим спорам

Предостережение, выданное контрольным (надзорным) органом в рамках проведения проверочных мероприятий, не должно содержать признаков иного ненормативного правового акта – предписания (Определение ВС РФ от 01.04.2024 N 309-ЭС23-23873 по делу N А76-30323/2022).

 

Фабула дела:

Управляющая компания обратилась в суд с заявлением к жилищной инспекции о признании незаконным и отмене предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Решением суда, оставленным без изменения апелляционным и кассационным судами, в удовлетворении требования отказано. Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, указал, что предостережение было объявлено контрольным (надзорным) органом в рамках полномочий, предоставленных ст. 45, 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

 

Позиция ВС РФ:

ВС РФ отменил судебные акты нижестоящих судов и принял новое решение по делу - об удовлетворении заявленных управляющей компанией требований. Принимая такое решение, ВС РФ указал, что жилищная инспекция фактически подменила предостережение, выдаваемого в профилактических целях, содержанием иного ненормативного правового акта иной правовой природы, отличной от предостережения, в частности, предписания об устранении выявленных нарушений законодательства, имеющего срок исполнения названных в нем обязанностей. Из предостережения следует, что им установлен определенный срочный порядок действий и оно содержит требование представления и размещения контролируемым лицом сведений и документов, что не соответствует положениям ч. 2 ст. 49 Закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

 

Комментарий эксперта:

Одной из мер, которые принимаются контрольными (надзорными) органами при выявлении нарушений законодательства во время проверочных мероприятий, является выдача предписания об устранении выявленных нарушений в установленный срок (п. 1 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ). В то же время, согласно с ч. 1 ст. 49 Федерального закона N 248-ФЗ, при наличии у контрольного (надзорного) органа сведений о признаках нарушений обязательных требований, но при отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контролируемому лицу выдается предостережение. Таким образом, в отличии от предписания, предостережение относится к профилактическим мероприятиям, за неисполнение которого ответственности не предусмотрено. Но она может наступить за нарушение законодательства, о недопустимости которого проверяемое лицо были предостережено. А вот за неисполнение законно выданного предписания предусмотрена административная ответственность по ст. 19.5 КоАП РФ. С учетом изложенного можно сделать вывод, что не может быть признано законным предписание, выданное под видом предостережения.