В 2020 году КС выпустил Постановление N 46-П, где указывал на то, что НК РФ не предполагает, что налоговая база определяется из кадастровой стоимости исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположена недвижимость, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общепита и/или бытового обслуживания. Должно учитываться предназначение и фактическое использование объекта. Налогоплательщик при этом всегда может представить доказательства, указывающие на несоответствие имущества критериям, установленным НК РФ (о подходе КС мы упоминали в новостях от 18.10.2023, от 18.04.2023 и от 17.11.2020).
ФНС попросила КС растолковать, относится ли его подход к прошлым периодам и можно ли по суду исключить соответствующие объекты из региональных перечней, если сами налогоплательщики не оспаривали правомерность их включения в перечни.
КС указал следующее:
· пересмотреть судебные акты можно только по делам тех, кто до вступления в силу Постановления N 46-П обращался в суд с требованиями об исключении объектов из перечней, но требования не удовлетворили (в том числе, в отношении самой компании, которая инициировала разбирательство в КС)
· в иных случаях не предполагается пересмотр налоговых обязательств налогоплательщиков, которые исполнили обязанность по уплате налогов за предыдущие периоды
· по периодам после вступления в силу Постановления N 46-П вопрос о дате, с которой не может применяться решение о включении конкретного объекта в соответствующий перечень (если суд по заявлению налогоплательщика установит в соответствии с этим Постановлением необоснованность такого включения), разрешается по правилам, предусмотренным КАС РФ
· после опубликования Постановления N 46-П региональные власти не вправе включать объекты в перечни без учета предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения)
Определение КС РФ от 30.01.2024 N 8-О-Р