Банки должны выявлять подозрительные операции в рамках "антиотмывочного" Закона. Для этого ведется оценка клиентов по уровням рисков: низкий, средний и высокий уровни ("зеленый", "желтый" и "красный"). В ряде случаев банк может отказать в обслуживании или открытии счета. К примеру, если высокий уровень риска присвоен и банком, и ЦБ РФ, то операции по счету такого клиента прекращаются. Кроме того, банк может ограничить операции по счету по решению налоговой инспекции, например, если вовремя не представлена декларация.
ЦБ рассказал, как избежать проблем с банками. Для этого нужно:
· своевременно информировать банк и налоговую об изменении сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также проверять актуальность записей в этих базах
· внимательно заполнять платежные документы
· оперативно представлять документы по запросу банка
· не дробить бизнес
· минимизировать расходы наличными и не снимать их в большом объеме
· самостоятельно проверять контрагентов
· вести мониторинг поступающей корреспонденции
· вовремя представлять отчетность и платить налоги
Отказ в проведении операции можно оспорить. Для этого нужно обратиться непосредственно в банк и представить все необходимые документы и сведения. Банк их рассмотрит в течение 7 рабочих дней в рамках процедуры "реабилитации". Независимо от решения банка можно также обратиться в Межведомственную комиссию при Банке России.
Если банк ограничил операции по счету по решению налоговой инспекции, уточнить причину блокировки можно как в банке, так и в налоговой. Затем следует устранить нарушение (в частности, представить декларацию) и подать в ФНС подтверждающие документы.
Методические рекомендации для предпринимателя 3.0 "Что делать, если банк ограничил операции по счету"