Линия консультаций: +7 495 223-06-80
Электронная подпись физических лиц
13.12.2023
ЮристуФиз.лицу

Электронная подпись физических лиц

Электронная подпись (ЭП) может потребоваться для подписания различных документов в цифровом (электронном) виде. Существует два вида ЭП – простая и усиленная. При этом усиленная ЭП может быть квалифицированной или неквалифицированной.

Простая ЭП - электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт ее формирования определенным лицом. Такая подпись может использоваться физлицом (работником) при подписании некоторых электронных документов работодателя, при наличии у последнего соответствующей информационной системы (ч. 5 ст. 22.3 ТК РФ; ч. 2 ст. 5, ч. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", далее - Закон N 63-ФЗ). Также простая ЭП может быть использована физлицом при получении государственных и (или) муниципальных услуг в электронной форме. В этом случае, как правило, требуется регистрация в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) (ст. ст. 21.1, 21.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ; п. п. 1, 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 N 33).

При этом следует иметь ввиду, что не допускается использование простой ЭП для подписания документов, содержащих государственную тайну, или в информационной системе, содержащей такие сведения (ч. 4 ст. 9 Закона N 63-ФЗ).

Усиленная неквалифицированная ЭП - это ЭП, которая получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи и позволяет установить лицо, подписавшее электронный документ, а также позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания, и создается с использованием средств электронной подписи (ч. 3 ст. 5 Закона N 63-ФЗ). При использовании неквалифицированной ЭП сертификат ключа проверки ЭП может не создаваться, если соответствие ЭП признакам неквалифицированной ЭП, установленным Законом N 63-ФЗ, может быть обеспечено без использования сертификата ключа проверки ЭП (ч. 5 ст. 5 Закона N 63-ФЗ).

Документы, подписанные усиленной неквалифицированной ЭП, как и в случае подписанная документов простой ЭП, признаются в установленных законодательством случаях электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. В частности, УНЭП может использоваться при подаче документов в налоговый орган в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 ст. 11.2 НК РФ; ч. 2 ст. 6 Закона N 63-ФЗ).

Усиленная квалифицированная ЭП - это ЭП, которая соответствует всем признакам усиленной неквалифицированной ЭП и при этом обладает дополнительными признаками. В частности, ключ проверки ЭП указан в квалифицированном сертификате, для создания и проверки ЭП используются средства ЭП, имеющие подтверждение соответствия установленным законом требованиям (ч. 4 ст. 5 Закона N 63-ФЗ). Срок действия квалифицированного сертификата устанавливает удостоверяющий центр (п. 2 ст. 11, п. 2 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 6 ст. 14 Закона N 63-ФЗ).

Усиленная квалифицированная ЭП является самым защищенным видом ЭП. Документы, подписанные УКЭП, признаются электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и могут применяться во всех правоотношениях, за исключением случаев, когда требуется составить документ исключительно на бумажном носителе (ч. 1 ст. 6 Закона N 63-ФЗ). Она может использоваться, например, для подачи заявления о государственной регистрации перехода прав на недвижимость, для подачи налогоплательщиком сообщения в налоговый орган о наличии у него налогооблагаемых объектов недвижимости или транспортных средств (п. п. 2.1, 7 ст. 23 НК РФ; п. 2 ч. 1, ч. 1.2 ст. 18 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

 

 

При подготовке использовалась СПС КонсультантПлюс.