ФНС рассмотрела порядок применения новых льгот при приобретении и внедрении передовых отечественных информационно-телекоммуникационных технологий, в частности:
· повышающий коэффициент 1,5 по расходам на приобретение продуктов в сфере искусственного интеллекта, включенных в реестр российской радиоэлектронной продукции (п.3 ст.257, пп.26 п.1 ст.264 НК РФ)
· инвестиционный вычет и повышающий коэффициент 3 по ОС, включенным в реестр российской радиоэлектронной продукции, а также по НМА, включенным в реестр российских программ для ЭВМ (пп.7 п.2 ст. 286.1, п.п.5, 6 п.2 ст.259.3 НК РФ)
На основании п.6 ст.88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5-ти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать документы, подтверждающие право на льготы.
ФНС пояснила, что льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками (п.1 ст.56 НК РФ). Если освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами (по тем же операциям), а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций, то оснований для истребования документов нет (п.14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Применительно к льготам в IT-сфере ФНС указала, что это именно льготы, поскольку имеет место адресность предоставляемых преимуществ по сравнению с другими лицами, которые тоже работают с отечественными IT-продуктами, но не включенными в указанные выше реестры. Поэтому в данном случае налоговики вправе затребовать документы для подтверждения льгот.
Письмо ФНС России от 24.11.2023 N СД-4-3/14769@