После камеральной проверки компании таможенные органы увеличили таможенную стоимости импортированных товаров. Организация попросила ознакомиться с материалами проверки. Таможенный орган это разрешил, но одновременно сообщил о недопустимости осуществлять выписки из них и снимать копии (в том числе фотокопии). Компания обратилась в суд.
Первая инстанция удовлетворила требования, указав, что законодательство не предусматривает ограничений в отношении способов ознакомления с материалами таможенной проверки. Но последующие суды отменили это решение, сославшись на то, что законодательно не предусмотрено и право проверяемого лица осуществлять выписки из материалов таможенной проверки и снимать с них копии. В деле разбирался КС.
В п.2 ст.235 Закона о таможенном регулировании закреплено право проверяемого лица, с разрешения начальника таможенного органа (или его зама), знакомиться с материалами таможенной проверки, не содержащими гостайну. Эта норма хоть и не содержит ограничений в части применяемых при ознакомлении технических и иных средств, но не регламентирует и порядок реализации такой возможности. В связи с этим в судебной практике есть разные подходы. КС указал, что это недопустимо и признал норму неконституционной в той мере, в какой она не обеспечивает права проверяемого лица в ходе ознакомления с материалами таможенной проверки осуществлять из них выписки и/или использовать технические средства, предназначенные для их копирования (фотографирования), если материалы не содержат государственной или иной охраняемой законом тайны.
КС также привел аналогию с налоговыми проверками. Поскольку таможенное и налоговое законодательство схоже, подход законодателя к регламентации отдельных мер не должен быть различным в отсутствие разумных к тому оснований.
Федеральному законодателю КС предписал внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения.
Постановление КС РФ от 28.04.2023 N 22-П