ФНС направила Обзор успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения на примере 45 налогоплательщиков. В результате к уголовной ответственности привлечены реальные выгодоприобретатели. Работа ведется совместно с правоохранительными органами.
Чтобы выявить реального бенефициара, проверяющие анализируют движение товарных и денежных потоков, ищут информацию о конечных получателях доходов и фактических руководителях (в том числе через СМИ и соцсети), получают информацию от Росфинмониторинга, запрашивают сведения в банках.
Среди наиболее эффективных мероприятий для получения доказательной базы налоговики называют, в частности, допросы, осмотры, обыски, запрос документов у контрагентов и третьих лиц, проведение экспертизы документов, контроль и запись переговоров.
Об аффилированности и зависимости налогоплательщика могут свидетельствовать, например:
· наличие у номинальных учредителей и руководителей основного места работы в другой организации, принадлежащей реальному выгодоприобретателю (например, владельцу группы компаний),
· привлечение персонала, средств производства указанной другой компанией,
· ведение бухгалтерского учета теми же лицами, что и в основной организации,
· общий юридический, фактический и IP-адрес, телефон, офисные, производственные и складские помещения,
· использование наименования основной организации, системы скидок, привилегий и т.д., неизменных при смене собственников и директоров зависимого общества,
· расходование денежных средств зависимого общества на нужды основной организации и лично бенефициара.
Приводятся конкретные примеры уголовных дел.
Письмо ФНС России от 30.12.2022 N СД-4-18/17916@