Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Обоснованность назначения выездной налоговой проверки
22.12.2021

Обоснованность назначения выездной налоговой проверки

Проверяемый период при выездной налоговой проверке определяется с учетом даты вынесения решения о проверке и не зависит от даты получения решения налогоплательщиком или даты начала контрольных мероприятий. Выездная проверка может быть назначена в том числе при отсутствии каких-либо признаков правонарушений со стороны налогоплательщика или при его несоответствии общедоступным критериям, используемым налоговыми органами при планировании налоговых проверок.

Постановление АС Уральского округа от 03.12.2021 № Ф09-8167/21

Налоговый орган назначил организации выездную налоговую проверку, решение о проведении которой было вынесено в последних числах декабря. Налогоплательщик получил данное решение уже в январе, контрольные мероприятия начались, соответственно, тоже уже в следующем году.

У налогоплательщика оказалось довольно много претензий к назначению данной проверки. В их числе то, что решение о проверке было получено им только в январе, значит проверяемый период, по его мнению, должен включать три года, предшествовавшие уже наступившему году, а не прошлому. Ведь в прошлом году эта проверка никак не могла быть начата.

Кроме того, налогоплательщика возмутил сам факт назначения налоговой проверки. По его мнению, налоговики не доказали правомерность выбора их организации в качестве субъекта контрольных мероприятий. Ведь у общества не было никаких признаков правонарушений налогового законодательства.

Данная ситуация рассматривалась уже в суде. И суд во всех инстанциях встал на сторону налогового органа. Судьи обратили внимание налогоплательщика на тот факт, что проверяемый период при выездной проверке определяется с учетом даты вынесения решения о проверке. И не зависит ни от даты направления решения налогоплательщику, ни от даты его получения, ни от даты фактического начала контрольных мероприятий. А про якобы отсутствие у налогового органа оснований для назначения проверки, суд справедливо указал, что таким основанием является уже само существование организации. Налоговые органы в силу закона обязаны контролировать правильность исчисления и уплаты налогов у налогоплательщиков, в том числе путем проведения выездных проверок. И такого ограничения для выездных проверок, как несоответствие организации каким-либо критериям или показателям, в налоговом законодательстве нет.

Нужно отметить, что при назначении выездных проверок налоговики действительно руководствуются определенной концепцией планирования налоговых проверок, которая включает в себя перечень критериев для отбора «счастливчиков» (см. Приказ ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"). В первую очередь в план проверок попадают те, у кого имеется много соответствий таким критериям, что дает возможность налогоплательщикам прикинуть для себя вероятность визита проверяющих. Но использование данных критериев налоговыми органами вовсе не означает, что проведение налоговых проверок в других случаях (когда критерии не соблюдаются) является неправомерным.

Марина Карпич,

эксперт Атлант-право


Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения