Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Налоговые расходы по документу, составленному с опозданием
Налоговые расходы по документу, составленному с опозданием 17.11.2021

Налоговые расходы по документу, составленному с опозданием

Ситуация: первичный документ, подтверждающий приобретение услуг за месяц, составлен уже по окончании месяца, в котором оказывались услуги. Здесь возникает вопрос, в каком периоде необходимо признать расходы по данному документу в целях налогообложения: в том, в котором услуги фактически были оказаны, или в том, на который приходится дата составления первичного документа?

 

В своем Письме от 29.09.2021 №03-03-06/1/78815 Минфин высказался по данному поводу, сделав отсылку к своим же разъяснениям шестилетней давности (Письмо от 27.07.2015 №03-03-05/42971). По мнению ведомства, если первичный учетный документ, подтверждающий факт оказания длящихся услуг за истекший месяц, составлен непосредственно после окончания месяца, в котором был совершен факт хозяйственной жизни, в течение разумного срока, но до даты представления декларации (до 28-го числа), то, по мнению Департамента, такие первичные документы, подтверждающие произведенные расходы, следует учитывать в том отчетном периоде, к которому они относятся, о чем должно быть указано в документе.

Таким образом, признавая налоговые расходы по долгосрочным договорам на выполнение работ/оказание услуг для целей налога на прибыль, следует ориентироваться на тот период, в котором была выполнена работа/оказана услуга. Даже в том случае, если ежемесячные акты датируются не последним числом соответствующего периода, а составлены уже по его окончании. Главное, чтобы из самого документа четко следовало, за какой период оказывались услуги.

Отметим, что для целей бухгалтерского учета преимущественное значение также имеет не дата составления подтверждающего документа контрагентом, а тот период, к которому фактически относятся расходы (период, в котором им были выполнены работы или оказаны услуги). Дата составления первичного документа напрямую не определяет момент отражения в учете дохода или расхода, а является лишь одним из показателей-идентификаторов документа. Приобретатель же работ (услуг) по долгосрочному договору в абсолютном большинстве случаев имеет возможность подтвердить факт получения работы/услуги и их оценку каким-то иным образом, помимо акта исполнителя.

В отношении счетов-фактур ситуация аналогичная. Пункт 3 ст.168 НК РФ дает исполнителю запас времени на их выставление – в течение пяти календарных дней, считая с даты выполнения работ/оказания услуг. Но даже если счет-фактура выставлен более поздней датой, можно будет воспользоваться вычетом в периоде получения работ (услуг). По мнению Минфина (см. Письмо от 17.08.2020 №03-03-06/1/72012, Письмо от 23.12.2016 №03-03-06/3/77429 и др.), по счетам-фактурам, полученным до 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, налогоплательщик вправе применить налоговый вычет в том налоговом периоде, в котором приобретения были приняты к учету.

 

Марина Карпич,

эксперт Атлант-право


Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения