Тяжелое материальное положение организации не является смягчающим обстоятельством, допускающим уменьшение суммы штрафных санкций для налоговых агентов по НДФЛ, поскольку с правовой точки зрения в бюджет перечисляются денежные средства, принадлежащие не организации, а ее работникам, и такое перечисление не оказывает негативного влияния на имущественное положение налогового агента.
Постановление АС Московского округа от 30.04.2021 по делу № А40-107990/2020.
Налоговым органом при проведении камеральной проверки было выявлено, что организацией не соблюден срок перечисления в бюджет НДФЛ. Налоговому агенту был предъявлен штраф по ст.123 НК РФ.
Организация, согласившись с самим фактом нарушения, попыталась оспорить немалую сумму штрафа. По ее мнению, в данном случае имелись смягчающие обстоятельства, которые налоговый орган обязан был принять во внимание при вынесении решения и уменьшить штраф. Среди таковых были названы тяжелое материальное положение организации, а также добровольное перечисление недоплаченного НДФЛ до окончания налоговой проверки. Налоговый орган отказался рассматривать данные аргументы в качестве смягчающих обстоятельств, и налоговый агент пошел искать правды в суде.
Судьи в трех инстанциях поддержали налоговиков. Довод о тяжелом материальном положении организации «разбился» о тот факт, что организация в данном случае выступала налоговым агентом. И должна была перечислить в бюджет не свои собственные денежные средства, а средства работников, удержанные из их заработной платы. Иными словами, суммы удержанного налога не являются средствами организации, а значит их выплата не ухудшает ее материальное положение. Разумеется, у бизнесменов по данному вопросу иное мнение, и отток денег с расчетного счета в бюджет воспринимается не иначе как собственные затраты. И все же стоит иметь в виду, что довод о тяжелом материальном положении организации скорее всего не сработает, если речь идет о несвоевременном перечислении в бюджет НДФЛ.
Что касается самостоятельного перечисления в бюджет недостающего налога, этот аргумент можно использовать только при соблюдении ряда условий (п.2 ст.123 НК РФ). В частности, налоговый агент должен перечислить налог и пени до того момента, как узнал об обнаружении недоплаты налоговым органом, или о назначении выездной проверки по этому налогу за соответствующий период. Также он должен своевременно сдать налоговую отчетность по этому налогу, содержащую корректные сведения (не занижающие сумму налога). В данном же случае весь комплект необходимых условий, очевидно, соблюден не был. А само по себе перечисление налога в бюджет до окончания проверки судьи отказались рассматривать как смягчающее обстоятельство. Ведь своевременное исполнение налоговых обязательств – это не что-то экстраординарное, а норма правового поведения налогоплательщика (налогового агента).
При вынесении решения судьи обратили особое внимание на тот факт, что применение смягчающих обстоятельств рассматривается в каждом конкретном случае индивидуально. В данном же случае есть вероятность того, что налоговые органы и суды усмотрели в действиях налогоплательщика признаки недобросовестности: данное нарушение совершалось неоднократно, систематически. И очередное несоблюдение сроков уплаты налога, видимо, уже не выглядело как случайность, спровоцированная обстоятельствами. Что, вероятно, и предопределило вердикт судей.
Какие выводы можно сделать из данного прецедента? Действительно, при наличии смягчающих обстоятельств у лица, нарушившего налоговые нормы и требования, сумма штрафа может быть существенно уменьшена. Однако перечень таких смягчающих обстоятельств является открытым, и их оценка в конечном счете остается на усмотрение налоговых органов и судей, которые при их применении учитывают особенности конкретной ситуации. Также необходимо учитывать особенности смягчающих обстоятельств у налоговых агентов, принимая во внимание то, что перечисление ими налога в бюджет не оказывает влияние на имущественное положение самих агентов.
Марина Карпич,
эксперт Атлант-право