Способы осуществления деятельности, в том числе в части привлечения к выполнению работ самозанятых граждан, определяются самим налогоплательщиком. Налоговые претензии предъявляются при выявлении фактов злоупотреблений, которые подтверждают недобросовестные действия налогоплательщика, направленные на неуплату налога. В настоящее время налогоплательщики могут сами оценивать риски выездных проверок по критериям, установленным Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
ФНС сообщила о том, что в указанные критерии готовятся поправки, которые коснутся работы с самозанятыми лицами. Будут прописаны типовые способы получения необоснованной налоговой выгоды, в частности, при подмене трудовых отношений гражданско-правовыми с "плательщиками НПД". Одним из признаков такой подмены может стать:
1) Организационная зависимость самозанятого от своего "Заказчика". На это могут указывать следующие факторы:
· регистрация физлица в качестве самозанятого является обязательным условием "Заказчика";
· "Заказчик" распределяет самозанятых по объектам (маршрутам) исходя из производственной необходимости;
· "Заказчик" определяет режим работы самозанятого, в том числе продолжительность рабочего дня (смены), время отдыха;
· работник "Заказчика" непосредственно руководит и контролирует работу самозанятого на объекте.
2) Инфраструктурная зависимость самозанятого от "Заказчика", когда самозанятый выполняет работу полностью материалами, инструментами и оборудованием "Заказчика";
3) Порядок оплаты услуг самозанятому и учет этих услуг аналогичен порядку, установленному ТК РФ.
Приведенные признаки фактически свидетельствуют об отсутствии предпринимательской самостоятельности у самозанятого и могут свидетельствовать о незаконной оптимизации страховых взносов и НДФЛ.
Письмо ФНС России от 16.09.2021 N АБ-4-20/13183@