Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
ВС высказался о договорной модели "Take or pay"
20.09.2021

ВС высказался о договорной модели "Take or pay"

Стороны заключили договор по перевалке угля, который предусматривал условие "Take or pay" ("бери или плати"). Заказчик должен был заплатить вознаграждение, даже если не воспользуется услугами. Однако из-за неблагоприятной коньюнктурой цен на рынке заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения договора. Исполнитель обжаловал этот отказ в суде.

Мнения судов разделились, поскольку конструкция договора с условием "Take or pay" и правовые последствия ее применения законодательно не урегулированы. ВС это подтвердил, но указал, что в силу принципа свободы договора и других норм ГК РФ, отсутствие специального регулирования не ограничивает стороны в праве создавать различные договорные конструкции, выходя за рамки обозначенных в ГК РФ. Суды не должны игнорировать такие условия.

Само по себе условие "Take or pay" не образует особый вид договора. По своей правовой природе условие "Take or pay", включенное сторонами спора в договор, состоит из двух обособленных, но тесно связанных между собой обязательств:

·        Первое обязательство ("take" или "бери") предполагает наличие у заказчика (покупателя) субъективного права получить от другой стороны (исполнителя, поставщика) определенный объем характерного исполнения за конкретный период времени, в то время как на другой стороне лежит корреспондирующая обязанность это исполнение предоставить.

·        Второе обязательство ("pay" или "плати") предполагает наличие субъективного права уже у другой стороны (исполнителя, поставщика) требовать оплату и может быть ею реализовано независимо от осуществления контрагентом своего права в рамках первого обязательства. Таким образом, контрагент обязан заплатить оговоренную в соглашении сумму, даже если он не получил характерное исполнение со стороны исполнителя.

ВС указал, что отказ заказчика от обязательство "бери" сам по себе не мог устранить имевшееся у него обязательство "плати". В рамках договорной модели "Take or pay" при отказе заказчика от обязательства "бери" возникающая у него обязанность "плати" может быть расценена как плата за отказ от договора, которая исчисляется исходя из периода действия условия "Take or pay".

При этом нарушения принципа возмездности обмена материальными благами в данном случае не происходит, так как заказчик получает встречное предоставление в виде дополнительных преимуществ, которые имеют самостоятельную стоимость, например, резерв производственных мощностей под его нужды, внеочередное и гарантированное обслуживание в любое время, изъятие с рынков сбыта определенных объемов услуг (товаров, работ) исполнителя специально под заказчика и т.д.

Определение ВС РФ от 20.08.2021 N 305-ЭС21-10216


Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения