Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Суд: инспекция вправе истребовать документы не по сделке, а за период
10.09.2021

Суд: инспекция вправе истребовать документы не по сделке, а за период

Спор возник из-за п.2 ст.93.1 НК РФ, где прописано, что в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Инспекция истребовала у организации документы по всем договорам, заключенным с контрагентом за три года. Организация отказалась их представлять, полагая, что у инспекции не было достаточного обоснования связи запрошенных документов с конкретной сделкой. Документы были запрошены не по конкретной сделке, а за период. Однако суды встали на сторону инспекции.

Требование было достаточно определенным и являлось обязательным для исполнения организацией.  Ни п.2 ст.93.1 НК РФ, ни иные положения налогового законодательства не обязывают налоговый орган при выставлении требования вне рамок налоговых проверок обосновывать необходимость истребования документов (информации). При этом отсутствие в требовании инспекции указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о его недействительности, поскольку данный недостаток носит формальный характер и не пресекает полномочия налогового органа, которые прямо предусмотрены в п.2 ст.93.1 НК РФ (Определение ВС РФ от 14.04.2017 N 310-КГ17-3551). Аналогичный подход уже встречался в судебной практике (Постановления АС Дальневосточного округа от 04.03.2021 по делу N А16-1151/2020, АС Западно-Сибирского округа от 04.03.2021 по делу N А45-15387/2020).

Подробнее о том, какие документы нужно представить по встречной проверке или по требованию вне проверки, можно узнать из Готового решения "Встречная проверка".

Постановление АС Московского округа от 24.08.2021 N Ф05-16443/2021


Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения