Официально функции по выдаче бесплатных электронных подписей юрлицам, ИП и нотариусам возложены на ФНС с 1 января 2022 года. Но недавно ведомство сообщило, что для "бесшовного" перехода от платной к бесплатной выдаче подписей ФНС начнет выдавать указанные подписи уже с 1 июля 2021 года.
Параллельно утвержден Порядок реализации ФНС функций аккредитованного удостоверяющего центра (далее – Порядок), правда, официально документ вступит в силу лишь с 1 сентября 2021 года. В промежуточный период (с 1 июля по 31 августа), видимо, будут действовать правила, озвученные ФНС в Информации от 12.05.2021 (см. новость от 13.05.2021).
В соответствии с утвержденным Порядком, ФНС будет осуществлять функции аккредитованного удостоверяющего центра непосредственно и через территориальные налоговые органы, а также доверенных лиц. Это определено п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Таким образом, получить бесплатную электронную подпись можно будет не только непосредственно в налоговых органах, но также в центрах, уполномоченных ФНС.
Чтобы получить квалифицированную электронную подпись, нужно подать заявление:
а) на бумажном носителе – в свою налоговую инспекцию;
б) при наличии действующей электронной подписи – через Личный кабинет налогоплательщика;
в) через иные информационные системы.
Также в пунктах выдачи электронных подписей заявитель должен представить носитель ключевой информации типа А, сертифицированный ФСБ или ФСТЭК. При получении документов ФНС идентифицирует лицо, которое обратилось за получением электронной подписи и проверит носитель ключевой информации.
Электронную подпись выдадут в течение 5 календарных дней после того, как заявитель получит уведомление о прохождении проверок. В случае неявки заявителя в указанный срок заявление на выдачу электронной подписи аннулируется. ФНС будет вести реестр электронных подписей.
Приказ ФНС России от 30.12.2020 N ВД-7-24/982@